Зависть – чувство древнее и беспощадное. Оно рождается в каждом человеке чаще или реже, но никто от него не застрахован. С завистью боролись религии, против нее строили планы социалисты, коммунисты и прочие разношерстные революционеры. Но почему завидовать плохо и бывает ли белая зависть?
Когда просыпается зависть?
Человек – создание биполярное, элемент природный и общественный. Зависть произрастает из первого и раскрывается во втором. В мире царит конкуренция. Все живые существа на планете Земля, одушевленные или нет – травинки, жучки, паучки, волки и лисицы – борются за место под солнцем. Чтобы хорошо жить, нужны комфортные условия. Чем они лучше, тем здоровее и плодовитее организм, тем более сильное потомство он даст, спонсируя эволюционную программу развития видов. Удобство не дается просто так. В природе главный механизм отбора – это конкуренция. Виды борются за место, где будут жить, за еду, за самку… И человек живет по такому же принципу.
Зависть двигает прогресс, она рождает агрессию, которая, по мнению части антропологов, один из которых известнейший Чарльз Дарвин, вывела человека на ведущее положение. Порицаемое в просвещенном обществе 21 века поведение стало толчком к человеческому развитию и возникновению интеллекта. Хомосапиенс — физически вид слабый, уступающий крупным хищникам первобытного царства. Чтобы выжить, нужно объединяться, а совместный быт существ, не лишенных интеллекта, требует норм и правил.
Выхода у завистника было два: разрушение или прогресс. В первом случае негатив разъест человека изнутри, сделав его асоциальным элементом, который выгонят из племени при первой возможности и отправят на верную смерть: в одиночку никто не выживал. Во втором случае охотник соберет силы в кулак, повалит барса, добудет шкуру и покорит сердца племенных красавиц.
Зависть — чувство равных. Она возникает к коллегам, друзьям, одногруппникам, знакомым, соседям, близким людям – представителям одной социальной прослойки. Завидуют людям, имеющим схожий статус в обществе. Но социум не так прост. Люди же не звери. Тысячелетие моральных устоев исковеркали природный механизм отбора, но причины борьбы сегодня те же, что и тысячелетия назад:
Выгодные условия жизни. Этот вид конкуренции особенно был актуален во времена советской власти, когда ради получения квартиры молодым семьям приходилось стоять в государственной очереди. Сегодня люди выбирают жилье сами и борются за выгодные условия: цена проживания, удобная транспортная развязка, наличие продуктового магазина и остановки общественного транспорта рядом. У людей с доходами выше запросы меняются: вид из окна, престижность района, удобное место на парковке. Человеку сколько не дай – все будет мало.
Трудовая сфера. Хорошая работа – это достойная зарплата, которая решает множество социальных проблем в жизни человека. Деньги на сегодняшний день – это мерило успеха.
Привлекательная самка или самец. Как бы человек ни верил в сказки, реальность такова, что на выбор пары влияет социальный статус партнера. Удачное замужество для девушки – это способ подняться на новый уровень с более комфортными условиями жизни. Для мужчины достойная спутница – здоровое потомство и подтверждение статуса. Красивая девушка возвышает мужчину в глазах других представителей сильного пола. А если избранница любящая, хозяйственная и заботливая, то и дома уютно и тепло.
Атрибуты успешности. Для чего человеку нужен дорогой смартфон или машина представительского класса? Чтобы показать всем уровень достатка и успешности или создать видимость собственной значимости. Дорогие вещи сегодня – это не признак качества. Погоня за брендом продиктована желанием создать иллюзию сытой жизни. Люди устраивают борьбу за ненужные им вещи с одной целью: подсознательно они считают, что атрибуты успешного человека повысят статус в обществе.
Зависть рождается там, где нельзя открыто противостоять человеку. Поведение людей в обществе регулируют законы и негласные моральные нормы, которые призваны воспитывать в человеке высокую сознательность. Духовная ступень развития – это высшая ценность. Попытка искоренить агрессию и зависть понятна и оправдана. Это способ обезопасить себя. Агрессия, помноженная на современные технологии, уже привела человечество к печальным событиям в прошлом веке: смерть, насилия, разрушения. Поэтому в наш век особенно порицается не только агрессивное поведение, но и завистливое чувство, которое может в него перерасти.
Кому же человек завидует? Ближнему. Для обычного представителя среднего класса Васи не имеет значения, какую дачу на берегу моря купил успешный бизнесмен Павел Петрович. Он слишком далеко находится от этой жизни. Конкурировать с состоятельным человеком, когда расходы с доходами за месяц не всегда сходятся – задача невыполнимая. Завидовать бездомному, насобиравшему полную коробку мелочи, тоже не имеет смысла. На кого же направить завистливый взгляд? На экономную соседку, купившую новенькую машину во время кризиса, на важного соседа, женившегося на симпатичной красавице, на любого жильца дома, получившего что-то, о чем страстно мечтал Вася. Или не мечтал, но хотел бы приобрести, потому что в доме ничего нелишнее. А Павел Петрович будет завидовать своему удачливому конкуренту, который приобрел домик не двухэтажный, а трехэтажный, и жену нашел не со 2, а с 4 размером груди.
Христианство: зависть – смертный грех. Человек, испытывающий это чувство, встает против воли Господа.
Даосизм: не будет материальных благ – исчезнет зависть. Лао-Цзы, осуждая людей за пороки, сделал вывод: зло от привязанности к богатству. Зависть в таком случае выступает преградой на пути к просветлению.
Буддизм: отказ от желаний поборет завистливость. Когда нечего желать, тогда и чужие достижения не вызывают эмоций. Зависть и мирская привязанность закрывают дорогу в нирвану.
Ислам: зависть бывает двух видов.
Черная – большой грех, прописанный в Коране. Такая зависть означает недовольство волей Аллаха, даровавшего другому человеку блага жизни. Завистник мучается, видя счастье других людей, он злится, сквернословит и ведет себя неугодно божьей воли.
Белая – это слияние завистливого чувства и радости при виде чужого благополучия. Такая зависть толкает человека вперед, заставляет действовать и разрешается в исламе.
Если посмотреть на завистливость с психологической точки зрения, то можно выделить два пути ее развития:
Деструктивный. Зависть – это энергичное чувство. Когда энергия уходит в негатив, она воздействует на нервную систему человека, его психологический комфорт. Отрицательные эмоции и чувства накапливаются и дают о себе знать агрессивными выбросами, срывами, ухудшением здоровья. Завистливый человек, испытывает страдание, когда видит желанные блага, полученные ближним. К таким индивидам общество относится с осторожностью и осуждением: кто знает, что он еще выкинет?
Позитивный. Направить энергию зависти можно и в положительное русло: мобилизовать силы и работать над собой. Это путь сильных личностей с высоким уровнем духовного развития. Подобный выход из ситуации позитивно сказывается на психике и здоровье человека, а зависть из разрушающего чувства превращается в созидающее.
Она двигает прогресс и каждого конкретного индивида к успеху, ведь каждый человек сравнивает себя с окружающими. Но кто-то при неудовлетворительном результате поддается злобе, а кто-то смело идет вперед, не желая плестись в конце.