психолог
Сегодня у нас с вами психологический разбор одного из самых кассовых киношедевров (занимает третье место в топе) – фильма «Титаник», выпущенного в 1997 году и столь популярного для просмотра в День святого Валентина.
«Титаник» – британский трансатлантический пассажирский пароход, второй лайнер класса «Олимпик», крупнейшее судно в мировой истории начала XX века. В фильме неоднократно говорится, как важно было, чтобы это был самый быстрый, самый большой, самый лучший и непотопляемый лайнер. Мы видим эту нарциссическую идею грандиозности, отсутствие конкуренции, подчеркивание избранности, привилегированности, идеальности. Если ты обладатель билета на «Титаник», то это вообще нечто из ряда вон выходящее. Недаром герой Леонардо Ди Каприо Джек Доусон выигрывает этот билет в покер. Он счастлив.
Также мы видим тех, кто плывет первым классом, все эти камины, рояли, бассейн, богатую обстановку ресторана, колье «Сердце океана» и другие баснословной цены драгоценности. Всю эту напыщенность, демонстративность, самоуверенность и холодность.
И самое главное, нарциссизм фильма «Титаник» – это не только грандиозность и роскошь. Это и то, как картина закончилась. Как лайнер внезапно, разогнавшись идеей пассажиров и команды «Давайте на все обороты, чтобы он быстрее шел! Чтобы мы рекордно и быстро доплыли!», врезается в плавучую ледяную глыбу.
Почему лайнер не смог объехать айсберг? Одна из версий объясняет нам, что вся причина в скорости. Пассажирский пароход разогнался на большой скорости и, словно самоуверенный подросток, подпитываясь своими амбициями, напоролся на опасное препятствие. И в результате разрушился без шансов на спасение. Да, спаслась третья часть людей (711 человек из 2 240), а судно менее чем за три часа затонуло, ушло на дно океана и никогда с этого дна поднято не было.
О чем говорит данный киносюжет? О том, что бездумное стремление к идеальности, грандиозности, избранности, великолепию может привести к тому, что в темноте вы случайно напоретесь на айсберг. И если бы вы шли не так быстро, трезво анализировали обстановку вокруг, не надеялись на непотопляемость, то трагедии можно было бы избежать. Был бы шанс обойти преграду или повредить судно не так сильно.
Да, мы точно не знаем, как было на самом деле, но сведения очевидцев говорят в пользу этой версии. Если бы скорость была меньше, если бы амбиции можно было бы отложить в сторону, удалось бы сохранить жизни. В данном случае получилась смертельная нарциссическая схватка идеи и людей. И соответственно, трагическое крушение этой идеи.
Роуз и Джек совершенно разные по генетике. По сюжету фильма они являются почти ровесниками: Роуз – 17 лет, Джеку – 20. Причем Роуз выглядит как 35-летняя женщина, а Джек – как 15-летний подросток, совершенно не маскулинный, не мужественный.
Причем если мы посмотрим на этих актеров сегодня, то увидим, что спустя 26 лет Кейт Уинслет особо не изменилась, а вот Ди Каприо с годами стал брутальным красавцем.
Это означает, что у них даже совершенно разный генетический тип старения. Вероятно, в этом есть какая-то задумка кастинга, чтобы нам наглядно показать несовместимость этих людей. Они не выглядят сексуально гармоничной парой, они разные по происхождению, по ценностям.
Джек Доусон – бедный молодой человек. Он гуляет по свету и перебивается заработками, рисуя картины. Да, пока ты молод, еще можно шастать, перебиваться случайными заработками, не думать о том, что тебе нужны деньги на стоматолога, на удобную обувь, на обучение детей… Пока ты молод, ты можешь спать хоть на полу, и лишь потом начинается тяга к комфорту, хочется свой диванчик, свой матрас. Режиссер представляет нам жизнь Джека без планов, без денег, с талантом художника, который пока не реализован. И зрителю дается надежда, что молодого человека ожидает светлое будущее.
Она дочь нарциссической матери, которая овдовела. До смерти отца Роуз они жили богато, сыто и очень хорошо. Почему же Роуз должна выйти замуж за нелюбимого человека – мистера Хокли? Потому что мать, Руфь Дьюитт Бьюкейтер, хочет использовать свою дочь как товар, не желает работать белошвейкой, потому что «отец нам ничего не оставил в наследство, кроме кучи долгов… Брак с Кэлом Хокли – это удача, без него мы ничего не сможем». То есть и тут мы видим нарциссическую концепцию в образе матери Роуз. Женщина привыкла к благосостоянию. Лишившись мужа, она не думает, как перестроить свою жизнь. Она прирастает к дочери и пытается ее использовать, чтобы сохранить свой уровень комфорта, причем жертвуя эмоциональным состоянием Роуз, видя, что та не хочет замуж и несчастлива.
Почему Руфь не ценит эмоциональное состояние дочери? Потому что считает: удел женщины – терпеть и подчиняться. Скорее всего, она сама пережила эту травму и теперь передает своей дочери то, чему научилась. Она передает Роуз «ценность», привычную для того времени, которую якобы нельзя переступить.
Девушка как будто бы соглашается… Но что же явилось переломным моментом? Сцена, где Роуз сидит с матерью и дамами, которые все время сплетничают. За соседним столом героиня видит маленькую девочку с мамой. Та учит свою дочь быть леди, красиво раскладывать салфеточку, быть приличной, хорошей и правильной. В этой девочке Роуз, конечно же, видит саму себя – ту, которую учили терпеть и подчиняться правилам, игнорировать свои чувства, правильно раскладывать салфеточки, не быть спонтанной, не быть живой. Ее глаза окончательно открываются, и она бежит, находит Джека, и дальше у них начинается огромное инфантильное приключение. Он пишет ее обнаженный портрет, они флиртуют, занимаются любовью, убегают, как дети, от «строгого родителя» – слуги жениха Роуз.
Джека, скорее всего, отправили бы в полицию, а Роза бы вряд ли кардинальным образом изменила свою жизнь. Вероятно, она бы стала несчастной женой надменного Хокли и всю жизнь вспоминала Джека.
Но случилась катастрофа – огромная психотравма, когда вдруг вы понимаете, что осталось жить непонятно сколько, неизвестно, спасетесь вы или нет, и корабль сейчас будет тонуть. Все это очень сильно обостряет чувства.
В фильме показано несколько вариантов реагирования на экстремальную ситуацию, остановимся на Джеке и Роуз. Юноша очень мотивировал девушку. Они держались до последнего, сделали так, чтобы не скатиться с корабля сразу, но все-таки оказались в воде и нашли деревянный обломок из гостиной, на который залезла Роуз. Джек, поняв, что не спасется, начал мотивировать любимую, говорить ей о том, что она должна выжить, должна спастись, должна прожить прекрасную жизнь, родить детей.
Разве Роуз не могла подвинуться и уместить рядом с собой Джека? Такими вопросами зрители закидывали Джеймса Кэмерона. Он принес на передачу артефакт – обломок из гостиной первого класса подлинного, а не киношного «Титаника» – и продемонстрировал, что вдвоем на нем уместиться нeвoзмoжнo. Не все ему поверили, но это не главное.
Если бы режиссер захотел, чтобы главные герои были вместе, он бы придумал неожиданную лодку, другой oблoмoк и прочее. Кусок деревянной панели, на который не залез Джек, – это символ того, что ему рядом с Роуз нет места в жизни. Их встреча должна была остаться просто приключением.
Роуз привыкла к роскоши, и, сколько бы она ни рекламировала свою «демократию», жить в ней постоянно она бы не смогла, ее все равно тянуло бы к комфорту, которого Джек дать ей не смог бы.
Она привыкла бы командовать избранником. Первоначально он считал бы это правильным. А та воспринимала бы его подчинение как само собой разумеющееся и меньше давала взамен. Постепенно молодому человеку надоело бы, что им постоянно пользуются.
Кроме того, Джек, судя по сюжету, очень вольная птица. Он бы устал жить на одном месте, ходить на одну и ту же работу, подчиняться опять же. И его природная вольность, независимость дала бы о себе знать в любой момент.
Пара бы в любом случае разошлась, и их воспоминания друг о друге были бы не столь романтичными. А как считаете вы?