Ум считается во многих обществах самостоятельной ценностью. Почти всем детям во все времена говорят: будь умным, учись хорошо. Редко встретишь человека, который на дух не переносит образование или книги. Люди могут быть необразованными и совсем не читать книг, но все равно они уверены, что польза в просвещении есть.

Когда человек делает объектом размышления свою личность, свое поведение и поступки, то он либо занимается рефлексией, либо самокопанием.

Несмотря на синонимичность понятий, в первом термине заключен положительный смысл, а во втором – отрицательный!

Рефлексия и самокопание: сходства и различия

Сходство здесь только одно: человек избирает предметом размышлений самого себя, путешествует вглубь своей разума. А различия следующие:

  • Рефлексия конкретна, самокопание – абстрактно. Мужчина разговаривает с девушкой, и после разговора барышня обижается, не называя причины. Рефлексия избирает своим предметом сам разговор и раскладывает его на составляющие, обнаруживается причина обиды девушки: ребус решен. Самокопание вязнет в деталях, поэтому не может вычленить конкретную проблему, обида девушки – еще один повод, чтобы мужчина сказал самому себе: «Я – неудачник». При самокопании происходит сдвиг с анализа события на анализ личности «виновника».
  • Рефлексия рациональна, а самокопание – эмоционально.
  • Рефлексия целенаправленна, а самокопание – бесцельно.
  • Рефлексия ищет причину, тогда как самокопание предъявляет претензии и развивает жалость к себе.
  • Рефлексия действительно помогает человеку понять окружающих людей и себя, а самокопание – это нож, которым человек разрезает свое нутро и обнаруживает новые и новые недостатки.
  • Рефлексия предполагает действия и выводы, самокопание – это анализ ради процесса, он не предполагает конца.
  • Рефлексия созидательна, а самокопание – разрушительно.

Признаки самокопания

Размышляя о своей натуре, человек себя не хвалит. Он видит только недостатки и поражения. Это проявляется в мелочах. Пошел человек с утра купить свежего хлеба в магазин, и вместо черного купил белый. И даже за такой незначительный промах он безжалостно отчитывает себя.
Сослагательное наклонение и частичка «бы» становятся фундаментом внутренних диалогов человека. Он все время думает: «Эх, я мог бы…», «Я сделал бы…». И разговоры в подобном духе не заканчиваются почти никогда. Внутреннее бубнение сопровождает горемычного каждую минуту, даже если он и не говорит сам с собой.

Приступы обвинения себя в грехах сменяются волнами раскаяния и оправдания

Человек блуждает по памяти, созерцая руины прошлого. Он не думает ни о будущем, ни о настоящем. Время его уходит на археологические раскопки.
Самоанализ не открывает человеку новые горизонты его личности и окружающего мира, а служит только оружием разрушения уверенности в себе. В таком случае низкая самооценка не заставит себя ждать. Человек не понимает, что вредит себе. Он уже не «хозяин в собственном доме».

По этим чертам распознается беспочвенное размышление и склонность к самокопанию.

Постоянное самокопание и его причины

  • Проблема одиночества. Как ни прискорбно об этом говорить, но одинокие люди более склонны к самокопанию, чем те, у кого есть семья или хотя бы пара.
  • Неудачные, исчерпавшие себя отношения. Также причиной бессмысленного и беспощадного ковыряния в себе могут нездоровая «любовь» или «влюбленность». Например, у человека слишком развита совесть, и он встретил партнера-тирана, который каждый божий день эксплуатирует это качество. Деспот выговаривает своему «возлюбленному», что в бедах виноват он и только он. На этом фоне возникает потребность и привычка в самокопанию, которая начинается со слов: «Что я сделал не так…». И надо сказать, что поводы для подобных размышлений всегда найдутся.
  • Долгие поиски себя и своего места в жизни приводят к бесконечному самокопанию, когда человек долго не трудится, ищет и не находит достойной сферы приложения своих умений и навыков. Безработица не приходит одна, она приводит с собой разочарование в жизни и приступы неистового самоанализа без цели, предмета и конца.
  • Болезни провоцируют приступы безрадостных размышлений о себе. Когда человек тяжело или легко болеет, он полагает, что так продлится очень долго. Далее за эти мысли цепляются воспоминания о прошлых неудачах. Болезнь втягивает человека в круг бесцельной рефлексии, ухудшая его состояние.
  • Самокопание как симптом общей неудовлетворенности жизнью. Это самая интересная с точки зрения психологов, но самая печальная с точки зрения их клиентов группа причин. Когда нет проблем, но все равно тянет достать нож самоанализа и вскрыть старые, затянувшиеся раны. И здесь причины многообразны: конфликты на работе, работа не устраивает или не приносит удовольствия. От самокопания люди также могут серьезно болеть или страдать ипохондрией. И в каждом отдельном случае истинная причина скрывает себя, в том числе облачаясь в одежды самоанализа.

Постоянное самокопание – это тревожным симптом, с помощью которого психика посылает человеку сигналы SOS. Их расшифровать нетрудно: «Нужно меняться самому и менять свою жизнь».

Самокопание: как избавиться от привычки выискивать у себя недостатки?

Заниматься самокопанием вредно. Но что же делать? Следующие принципы могут человеку избавиться от дурной навязчивой привычки:

  • Физическое здоровье ведет за собой приподнятое настроение. Как бы банально ни звучало, но чтобы побороть самокопание, сначала нужно отсечь те причины, которые связаны с физиологией. Если у человека есть болезни, незалеченные раны, то их нужно устранить, а затем ждать, станет ли ему житься радостнее и веселее.
  • «Что будет в самом худшем случае?». Если физическое здоровье в норме, а размышления о жизни и себе любимом все еще нагоняют тоску, то можно спросить себя: «А что будет в самом худшем случае?» Методика рассчитана на то, чтобы человек вновь и вновь спрашивал себя о последствиях, потом убеждался в их смехотворности или незначительности, а затем избавлялся от привычки дурного самоанализа.
  • Запрет за гипотезы. Не слишком полезная штука  самокопание. К чему приводит оно – уже ясно. Проблемная ситуация возникает тогда, когда человек живет не в настоящем: он либо сожалеет о прошлом, либо страшится будущего, используя размышления о бытии как орудие пыток. Человек должен настроить себя на то, что главное – это настоящее, оттолкнуться от этой мысли и жить день за днем, не думая ни о грядущем, ни о прошедшем. И если выбирать между двумя не слишком приятными возможностями, то лучше строить планы на будущее, чем утопать в горечи о несбывшемся.
  • «Косметический и капитальный ремонт» личности. Самокопание побеждается направленной на него рефлексией, которая предполагает действие. Человек должен спрашивать себя, не почему у него столько недостатков, а зачем он вообще об этом думает. Ведь очевидно: люди не идеальны, и «у каждого свои недостатки». Если человек поймет, почему он об этом думает, то сможет набросать конкретный план, искореняющий реальные, а не придуманные недостатки. Самокопание больше всего боится действия, когда есть действие, на самокопание не остается ни времени, ни сил.
  • Саморазвитие как здоровая альтернатива «мыслительной жвачке». Причем термин «саморазвитие» в этом случае включает в себя: освоение новых знаний, умений и навыков, получение новой информации, либо занятия любимым делом – хобби. Сапокопание возникает в психике человека, который не узнает ничего нового, не устраивает периодическую ревизию своих ценностей, убеждений – мировоззрения. Пассивность порождение беспочвенные терзания и размышления.
чтение литературы
Чтение книг как вариант хобби

Философские размышления о жизни под запретом?

Осталось ответить на последний вопрос, который наверняка волнует каждого человека: неужели теперь нельзя размышлять о смысле жизни, о предназначении, об ошибках в жизни, о траектории линий судьбы (у Эрика Берна это называлось «жизненным сценарием») и еще о прочих на первый взгляд бессмысленных, с точки зрения житейской логики, явлениях?

Ответ: думать об этом стоит, но важно понимать, что философские и психологические вопросы требуют соответствующей подготовки.

Бесцельное самокопание превращается в осмысленную рефлексию только при серьезной тренировке. Ум, интеллект – та же мышца, которую следует нагружать!

Например, за счет чтения десятков и сотен книг по психологии и философии. Писатели также много сил положили, чтобы ответить на вопрос, зачем человек пришел в этот мир, поэтому художественную литературу также не стоит обходить стороной, когда речь идет о смысле и качестве жизни.

Но это все размышления, далекие от живых примеров. А если представить, что есть человек, страдающий от физической непривлекательности или болезни, и он лежит на диване и спрашивает себя: «Господи, почему я такой?». Если участник мыслительного эксперимента так и пролежит 10 лет на диване, укоряя небеса, то в его жизни с большой долей вероятности ничего не изменится, образуется застой в духовной жизни, на этом фоне возникнет самоедство, которое и разрушит подопытного до основания, оставив от него лишь руины.

Рассмотрим другой вариант: человек спрашивает небеса: «Почему я такой?!» Затем встает с дивана, берет книги по психологии, философии и религии и ищет в них ответ на свой вопрос. Ответа-то он может быть не найдет, но по крайней мере чтение отвлечет его от мрачных мыслей, спасет от депрессии. А при живом и схватывающем уме погружение в океан букв обещает пополнение словарного запаса, развитие интеллекта, появления вкуса к литературе и привычку мыслить строго и категориально, не тратя силу на беспредметные раздумья.