Как ориентироваться в мире, где даже эксперты не всегда могут однозначно определить, что является искусством? Вооружиться собственным мнением. Пусть не про всех, ведь нельзя объять необъятное, а хотя бы про тех, о ком все знают, говорят или делают вид, что разбираются в их работах. Итак, именами каких художников всегда можно козырнуть в любой компании?
Дэмьен Херст
Когда: наше время
Одним словом: самый!
Беседа о современном искусстве невозможна без упоминания англичанина Дэмьена Херста. Его линия жизни идет вразрез со стандартными представлениями о судьбе художника. Херст признан, головокружительно богат, без умолку обсуждаем и, что особо важно, жив! Однако и его работы вряд ли можно поместить в один ряд с картинами Боттичелли, скульптурами Микеланджело или даже выразительными исканиями Энди Уорхола. А вот о Кунсткамере мысли появляются, когда изучаешь, например, работы Херста, объединенные называнием Natural History. Да, вы видите акулу в формальдегиде, а читаете длинное название о невозможности смерти. Неподготовленный зритель поддается сомнениям, размышляя, искусство ли перед ним. Но завсегдатаи аукционов готовы убить соседа в борьбе за творения этого художника! Так что запишите имя, сходите на выставку и составьте собственное мнение!
Марина Абрамович
Когда: наше время
Одним словом: перформансистка!
Когда нет границы между предметом искусства и зрителем, когда, покупая билет на выставку, мы получаем возможность стать участником, а может быть, и подопытным другой реальности – это мир, создаваемый, изменяемый, открываемый Мариной Абрамович. Черногорская художница раз за разом испытывает, а может быть, просто пытается понять своего зрителя, предлагая ему в каждом перформансе новые правила игры. Пройдя путь от взаимодействия с художником-единомышленником Улаем, в результате чего зритель увидел, например, перформанс единого дыхания художников «Смерть себя», Марина Абрамович повернулась к зрителю, выдержав многочасовой перформанс «В присутствии художника», рассматривая, изучая, обмениваясь взглядами с незнакомцами.
Перформансы Абрамович вызывают желание участвовать в них, рождают разговоры и даже аллюзии в сериалах. Так, знакомство Кэрри и русского художника Петровского в одной из серий «Секса в большом городе» происходит во время перформанса, уж очень напоминающего стиль Марины Абрамович. А доктор Хаус неожиданно для себя стал в одной из серий участником видеофотоэпатажа художницы, попавшей в больницу из-за потери сознания во время своего перформанса, – и тут нам вспоминается как раз работа Абрамович «Ритм 0»! В общем, про нее говорят многие, в ее работах участвовали некоторые, но вы должны знать ее имя!
Винсент Ван Гог
Когда: XIX век
Одним словом: подсолнухи!
Что говорить про импрессионистов, постимпрессионистов… Их выставки – причины многочасовых очередей зрителей в любом городе, стране. Их имена знают все, хотя и допускают некоторую путаницу между Моне и Мане. Сувениры от коробок конфет до зонтов, сумок и шляп с их картинами не сосчитать. Мир покорен впечатленными бунтарями. Следовательно, изучаем картины, выбираем те, что ближе именно вам, и запоминаем имена, чтобы блистать в любом разговоре знанием вопроса. Но одно имя должен знать каждый – и это, конечно, Ван Гог! Вы вспомнили про отрезанное ухо и подсолнухи? Бинго! Действительно, это про него. Его биография логична, понятна и проста для запоминания. Картины раннего периода легко отличимы от последующих: с годами появляется цвет! Вполне понятные сюжеты Ван Гога расскажут многое из его жизни. А неповторимая манера художника поможет вам с точностью эксперта всегда вычислить именно его работы. Хотите больше? Прочитайте переписку Ван Гога с Тео, его братом, или посмотрите фильм «Жажда жизни» с Кирком Дугласом в главной роли! И вам будет что рассказать о мастере оживлять природу – Ван Гоге!
Казимир Малевич
Когда: ХХ век
Одним словом: супрематизм!
Малевичем вас не удивить? Да, легкая улыбка и несколько шуток на тему черного квадрата есть в запасе у каждого. Однако в современном мире, где внешнее играет не меньшую, а может быть, и гораздо большую роль, чем внутреннее, стоит обратить особое внимание на этого художника. Ведь именно он стоял у истоков развития дизайна! Да, то, что нам так знакомо сегодня, окружает нас повсюду, когда-то только зарождалось в экспериментах, обсуждениях и спорах. Сочетание геометрических фигур, люди без лиц и черный квадрат как обратная сторона солнца – это мир, созданный Малевичем, ставший стремительным движением в искусстве от впечатления, познания к оформлению. Здесь есть о чем задуматься, о чем рассказать окружающим.
Иероним Босх
Когда: XVI век
Одним словом: загадочный
Босх требует внимательного изучения, исследования, погружения в ту не сразу открывающуюся многослойную реальность, наполненную смыслами, подтекстами и моралью. На этих полотнах персоны противопоставляются персонажам, знание – невежеству, прогресс – замиранию. И все это похоже на детскую головоломку «найди десять отличий». Ты внимательно всматриваешься, замечаешь, рассуждаешь, порой сверяешься с экспертным мнением и вдруг понимаешь, что перед тобой не просто корабль, на котором крестьяне и монахи устроили праздник. Смысл глубже, но, сделав усилие и проложив собственный путь сквозь знаки, значения и смыслы, вы сможете стать хранителем бесценных знаний. Самостоятельно решать, кому и когда их открывать, для кого становиться гидом по загадочному миру Босха.
Спасибо за внимание к искусству. Мне кажется, что нам стоит обращать больше своего внимания на живопись, можно много полезного взять для себя, для души)) А у Малевича, кстати, есть прекрасные пейзажи, совсем, если не ошибаюсь, не "супрематичные".
Очень интереснеая подборка.рада что наткнулась на неё!