Мария Панова,
врач-невролог, топ-блогер ЖЖ
Совет прочитать книгу Патрика Дж. Холла «Аскетизм» вы встретите везде, где обсуждаются минимализм и осознанное потребление. Обычно книжные отзывы делятся на негативные и позитивные примерно поровну. Но книгой «Аскетизм» все восхищены. Интернет полнится восторженными откровениями: «Книга перевернула мою жизнь», «Я подарил ее всем друзьям, и теперь они стали другими людьми», «Пришло время проснуться», – и еще сотни отзывов в таком же духе. Господин Холл, сексолог по профессии и хулиган по манере изложения своих мыслей на бумаге, уж точно не претендует на звание обычного автора. Ореол поклонения вокруг «Аскетизма» напоминает религию, будто автор открыл очередной идеальный рецепт правильной жизни, изобрел универсальную таблетку от всех проблем.
Секрет популярности учения о социальном аскетизме в том, что оно попало в больное место общества.
Мы проводим слишком много времени онлайн, чрезмерно велика наша зависимость от чужого одобрения. Лайки будто превратились в валюту, а настоящего человеческого лица с морщинками и прочими недостатками на фото сегодня и не увидишь
Виртуальный эфир полон красавиц и красавцев, которые без конца путешествуют, не стареют, успевают воспитывать пятерых малышей без помощи нянь и бабушек, а в перерывах между блистательными фотосессиями только и успевают отбиваться от желающих приобрести их уникальные тренинги личностного роста.
Что же такое социальный аскетизм и есть ли в этом новом тренде научный смысл?
Книга «Аскетизм» начинается с хлесткого сравнения современного общества со стадом парнокопытных. Они ведомые создания, неотличимые друг от друга. Смысл их жизни строится вокруг повторения паттернов поведения собратьев. То ли дело львы: эти благородные животные уникальны, говорит автор. Они цари природы, они принимают суровые и правильные решения, они счастливы, греясь на солнышке или настигая очередную антилопу, чтобы впиться зубами ей в глотку.
Обращение к животному миру как к серьезному аргументу для отстаивания своей позиции в вопросах социальных отношений всегда настораживает. Как и сравнение большинства людей с тупыми баранами, которые дружным стадом идут в магазин, чтобы получить кредит на новую модель смартфона. В то время как социальные аскеты, то есть, с точки зрения вселенской справедливости, гордые львы, идут по жизни, высоко задрав голову и издавая издевательский рык в сторону глупых баранов.
Вот правила социального аскетизма, которые Патрик Дж. Холл рекомендует внедрить в жизнь:
- удалите собственные аккаунты во всех соцсетях,
- перестаньте следить за жизнью других людей в Интернете,
- не читайте новости в соцсетях и где бы то ни было еще,
- выкиньте из своей жизни всех людей, которые доставляют вам хоть малейший дискомфорт (даже если эти люди – ваши родственники),
- при необходимости получить какую-то информацию вбейте запрос в поисковик и прочитайте лишь нужную заметку, а затем закройте страницу и идите жить реальной жизнью,
- перестаньте делать лишние покупки, в том числе не приобретайте продукты, которые навязывает вам пищевая промышленность, питайтесь максимально просто.
В то время как диетологи всего мира пишут статьи и книги, разъясняющие, как питаться без излишеств, но при этом полноценно и сбалансированно, Патрик Дж. Холл идет по простому пути и приводит свой пример «идеального рациона»: всего-то нужно купить мешок риса и дешевую шоколадку. Эксперты Всемирной организации здравоохранения не согласятся с идейным вдохновителем социальных аскетов, но какое ему до этого дело? Хотя на данном пункте даже у минимально подкованного в вопросах диетологии читателя возникнут сомнения, а не слишком ли широкими мазками Патрик Дж. Холл рисует образ жизни социального аскета? Не грозит ли неофиту, который решится последовать за своим вдохновителем, запор от отсутствия клетчатки и болезнь бери-бери от дефицита витамина В1?
Дальше – больше. Автор упоминает о белых кроссовках как о «визитной карточке» социального аскета. Мол, это «образ минимализма и осознанного выбора». Да-да, вы не ослышались. Вам было сказано купить белые кроссовки, даже если вы не носите спортивную обувь и вообще любите зеленый цвет. Великолепный пример осознанного выбора, не правда ли?
Отчего-то сама собой возникает в воображении сцена, как Патрик Дж. Холл приходит домой к маме, с которой живет, утомленно ставит на пол очередной мешок риса, снимает свои запыленные белые кроссовки и начинает намывать их при помощи маминой зубной щетки над раковиной. «Сынок, ты двинулся кукушкой?» – спрашивает у Патрика его мама. И тот немедленно выкидывает маму из социальных сетей, из квартиры и из своей жизни. Он действует решительно и быстро, как истинный гордый лев. Его белые кроссовки сияют едва ли не ярче, чем его самодовольство.
Однако есть в концепции социальных аскетов и разумное зерно:
- Мы перегружены информацией. Человек в среднем способен удерживать внимание на странице всего 11 секунд. Мы потребляем слишком много ненужных сведений, которые не дают нам ничего полезного. Типичный «фастфудный» контент обычно цепляет за эмоции и будит глубинные переживания читателя. Результат – двухчасовая схватка с интернет-троллем в комментариях, чувство полного опустошения и обидным образом вычеркнутое из жизни драгоценное время. Но пребывание в соцсетях может быть полезным: здесь врач может общаться с коллегой с другого континента на профессиональные темы и получать уникальную информацию, которой нет ни в одном учебнике. Здесь подросток может найти носителя иностранного языка и поболтать с ним о сериале вроде «Игры престолов», который является универсальным и понятным культурным кодом вне зависимости от геопозиции. Но бессмысленное потребление изображений целлюлита у Рианны или выдуманных новостей про зараженные коронавирусом бананы, которые завезли в Россию, лучше свести к минимуму. При этом никто не мешает изучать искусство, язык или науки, благо ресурсов для этого в Интернете предостаточно.
- Мы поддерживаем многие социальные связи не для удовольствия и не по деловой необходимости, а исключительно по причине собственного невротизма. «Расхламление» телефонной книги, списка друзей в соцсетях и круга общения – отличная мысль, если вы ощущаете постоянную усталость от контактов с людьми. Нет необходимости пить кофе с коллегами каждый день, если в их присутствии вам все время скучно. Посещение новогоднего корпоратива также совсем не обязательная опция. Продвинутый уровень – игнорирование родительских собраний в школе, на которых полезная информация дается в первые десять минут, а далее два часа происходит кровавая и бессмысленная схватка участников родительского комитета на тему марки кулера, который нужно установить в кабинете директора.
- Чтобы научиться осознанному потреблению, нужно время. Даже если вы всецело поддерживаете идею минимализма, являетесь фанатом «магической уборки» от Мари Кондо и рыдаете от счастья, сдавая пластиковые бутылки в пункт переработки, будьте готовы к тому, что в вашей жизни будут возникать внезапные и нелепые покупки. Не стоит винить себя за них. Просто продолжайте двигаться в направлении осознанности и разумного подхода к потреблению. И да, мешок риса в качестве основы рациона – плохой пример осознанного потребления.
Чем отличается социальный аскетизм от модного нынче дофаминового голодания и «цифрового детокса»?
Те, кто практикует дофаминовое голодание, лишь на время отказываются от пользования гаджетами для развлечения, чтобы потом снова вернуться к листанию ленты фейсбука* с обновленными – и оттого очень чувствительными – дофаминовыми рецепторами в мозге.
Медиааскеза подразумевает перестройку образа жизни, пересмотр собственных ценностей. Это не полный отказ от техники и удовольствий. Один из последователей учения Патрика Дж. Холла остроумно заметил: «Во время бесед об аскетизме слушатели осторожно прячут смартфоны в карманы, опасаясь, что их устройства схватят и бросят в аналог первобытной пещеры». Наверное, было бы прекрасно найти собственный гармоничный вариант отношений с социумом в реальности и в Интернете. Для этого потребуются определенные усилия, терпение и время. Еще одна мудрая мысль, которую можно найти в книге «Аскетизм»: разумнее пересмотреть образ жизни, чем устраивать себе бессмысленное «фейсбучное голодание» в течение суток.
Вот меткое наблюдение от Ирины Гусинской, заместителя главного редактора крупного издательства, о «фейковом» аскетизме: «Иногда остается только внешняя форма, оболочка аскетизма, эго аскета приобретает угрожающие размеры, избранная цель достигается всеми средствами. Аскет без любви превращается в эгоцентричного, безжалостного к другим человека». Отчего-то сразу вспоминается Патрик Дж. Холл, который с гордостью описывает телефонные разговоры со своей мамой: в беседе он нисколько не интересуется ее эмоциональным состоянием и ни на секунду не готов проявить хоть немного эмпатии, зато решительно прикрикивает на нее, когда та решает рассказать ему немного новостей об общих знакомых. Вполне точный портрет «эгоцентричного и безжалостного к другим человека», правда?
Небывалый успех нехитрых и не новых, в общем-то, идей социального аскетизма связан с агрессивной и напористой манерой подачи, которая так симпатична многим российским мужчинам патриархального склада ума (чего стоит одна только история о том, как автор «Аскетизма» насильно удалил все соцсети из смартфона жены и запретил ей восстанавливать их), а также с обилием упрощений и допущений.
И все-таки эту книгу стоит прочитать, чтобы задуматься: «Как я могу сделать свою жизнь проще и счастливее?» И возможно, начать собственную историю разумного медиааскетизма.
И вправду, просто чудесная статья. Надеюсь, хоть кому-то она поможет в более осознанном понимании аскетизма, и поменять свои взгляды. Как мне кажется вот эта тенденция "не будь как все" тоже является какой-то стадной модой, и решать, следовать ею или игнорировать решает сам каждый из нас :)
Великолепная статья.