А вы давно не перечитывали сказки? Взрослым, так сказать сформировавшимся, критическим взглядом.

Почитайте – и откроете для себя массу интересных фактов. Например, то, что в сказках в основном культивировалась покорность, уступчивость женщины (иначе замуж не выйти) или главные героини страдали выраженными комплексами – комплексом жертвы, комплексом холодного сердца, комплексом самоотверженности. И с точки зрения построения сюжета это правильно: главные героини должны быть с изюминкой, иначе как привлечь внимание читателя?

Итак, сегодня мы говорим о сказочных психотипах, или комплексах, которые чуть ли не издревле существовали в характерах людей.

Комплекс Золушки, или Комплекс жертвы

Основные женские психотипы в сказках, которые портят нам жизнь

Золушка – прелестное создание с множеством ценных женских качеств. В первую очередь это внутренний свет, великодушие, красота и доброта. Но все это богатство ей не помогает, а только раздражает ближайшее женское окружение – мачеху и ее неустроенных дочерей. Дамы видят в ней конкурентку, ведь с такими качествами Золушка быстрее найдет свою половину, а дочери так и останутся в девках.

Личностные проблемы мачехи и ее дочерей превращают характер Золушки в один большой комплекс – комплекс жертвы. Ее морально унижают, нагружают непосильной работой, лишают сна – словом, подавляют ее внутренний свет, который требует свободы: времени для себя, пищи для ума, свободы выражения чувств. А заменяют перечисленное вечной озабоченностью, страхом и инфантильностью – ожиданием доброй феи, которая придет и все исправит. В итоге девушка получает психологическую травму, провоцирующую постоянный стресс.

Факторы опасности

Женщина старшего поколения – семейный тиран; комплекс отличницы (желание все делать лучше других, работать до изнеможения в ущерб себе); низкая самооценка; отсутствие качественной поддержки в семье и среди подруг.

Комплекс Снежной королевы, или Комплекс холодного сердца

Основные женские психотипы в сказках, которые портят нам жизнь

Властная красивая женщина увозит в далекие края маленького мальчика, чтобы отключить его чувственность, сделать из него копию себя – властного, холодного и безэмоционального существа. И ведь у нее это получилось. Помните, Кай даже не удивился, что Герда его нашла, воскликнул лишь: «Не мешай мне. Я должен сложить из этих льдинок слово "вечность". Так велела мне королева. Если я сложу слово "вечность", королева подарит мне весь мир». Также мы знаем, что Снежная королева разлучает его с девочкой, которая ему нравится. И это явно доставляет злодейке удовольствие.

Обычно комплекс Снежной королевы появляется у девочек-лидеров, растущих в дефиците родительской любви. И вовсе не обязательно таким родителям быть церберами, достаточно просто не обращать на ребенка внимания. В ответ такая девочка-лидер будет делать все, чтобы оказаться в эпицентре событий: убегать из дома, мучить кошек, провоцировать детей на конфликты, рисовать в подъездах и лифтах. И если отец, как глава семейства, так и продолжит попустительски смотреть на дочь, начнется травля конкретно мужской половины.

Подрастая, такая девушка специально находит себе мужчин, которые нуждаются во власти с ее стороны. И находит она их очень просто, создавая ауру прохладной царственности, сдобренной уверенностью, силой и энергичностью. И ведь находятся такие мужчины, которых привлекает подобный коктейль. Только потом им приходится тяжко.

Развлекаясь, Снежная королева провоцирует ситуации, в которых втаптывает мужчину в грязь, создает любовные треугольники (Герда, Кай, Снежная королева). В треугольниках берет на себя, конечно же, роль тирана: унижает и мужчину, с которым имеет сексуальные отношения, и его женщину, которая узнает об изменах. Все это также доставляет ей удовольствие, так как является подсознательной местью своим отцу и матери.

Факторы опасности

Недостаток родительской любви и внимания; ревность; невозможность реализации лидерских качеств на пользу себе и окружающим (например, обладательница комплекса не смогла найти хорошую работу и занять руководящие позиции); желание пакостить и разлучать.

Комплекс Русалочки, или Комплекс самоотверженности

Комплекс Русалочки, или Комплекс самоотверженности

Веселая, милая, жизнерадостная Русалочка всегда была себе на уме. Когда она увидела на суше иную жизнь, поразившую ее до глубины души, то с легкостью окунулась в незнакомую ей сферу, чтобы быть нужной любимому. Но на какие же жертвы пошла Русалочка, чтобы быть с принцем? Выпила напиток, от которого потеряла сознание, обменяла хвост на прелестные ножки, лишилась голоса и получила вечную боль от походки. Вы бы согласились на такой сомнительный обмен?

Как мы видим, Русалочка страдает комплексом самоотверженности, искренне веря в то, что она рождена для любви именно к этому человеку. Такой комплекс обычно возникает у девушек или девочек, лишенных эмоциональной поддержки своего избранника. Например, по причине низкой эмоциональности, лености или пассивности «принца». Тогда женщина, чтобы довести отношения до нормального уровня, развивает в себе черты личности, характерные для мужчин, – настойчивость, силу воли, стратегическое мышление. Самое интересное, что развиваются такие Русалочки не для себя, а для возлюбленного. Особой прибыли это не приносит, так как избранник не ценит подобные жертвы, да и не обязан это делать.

Этот комплекс мешает тем, что женщина, выбирая для себя один, по ее мнению, правильный жизненный сценарий, упускает другие варианты саморазвития. А мужчина воспринимает ее любовь как посягательство на душевную свободу.

Факторы опасности

Душевное одиночество; нехватка внимания, признания; низкая самооценка; стремление понравиться во что бы то ни стало; неумение мыслить на опережение.

Комплекс Аленушки, или Стокгольмский синдром

Комплекс Аленушки, или Стокгольмский синдром

Сказок, где мужчины так или иначе заманивали к себе красивых девушек, множество: «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Марья-искусница», «Маша и медведь». Из перечисленных только Маша сама смогла перехитрить своего мучителя и вернуться домой. А вот героини остальных сказок жили со своими похитителями, находясь в измененном состоянии сознания. Марья-искусница твердила: «Что воля, что неволя – все равно», Аленушка решила служить зверю лесному «верою и правдою, исполнять его волю господскую, а может, он надо мной и сжалится». А Царевна-лягушка, находясь под гипнозом, сама полетела к мучителю, едва лишившись своего талисмана – лягушачьей кожи. Видимо, настолько велико было отождествление с захватчиком, и работало оно спустя приличное количество времени: мол, сожгли кожу, не имею права быть с Иваном-царевичем, пора снова к Кощею лететь.

Стокгольмскому синдрому (это любовь к захватчикам) подвержены люди, имеющие повышенную внушаемость и высокое стремление выжить во что бы то ни стало. Этот механизм нужен человеку для того, чтобы защитить сознание от излишнего стресса – например, влюбиться в террориста или, по крайней мере, симпатизировать ему или его идеям. Но одно дело форс-мажорные обстоятельства – военные действия, террористические акты, где нельзя сходить с ума, а нужно обезопасить свой мозг. Другое дело, когда стокгольмский синдром проявляется в быту и люди (обычно женщины) годами не могут выйти из порочного круга – терпят нападки мужей-тиранов, подвергаются насилию, находятся в созависимых отношениях, объясняя себе и окружающим, что все это – любовь.
Факторы опасности: низкая самооценка; подавленная воля; неумение принимать взвешенные решения; покорность; мученичество; стремление «нести свой крест».