Ольга Самойлова,
психолог
В статье «Моя мама – провокатор. Как оставаться спокойной» мы затронули причины, по которым родители мешают нам быть счастливыми. Мы говорили о том, что наши родители – это поколение детей, которых не научили понимать свои эмоции, не научили работать с ними. Мальчики и девочки того поколения привыкали забывать про свои желания и жить в угоду другим.
Именно поэтому сейчас между родителями и детьми возникает множество конфликтов:
– Как это так, ты наняла няню? Да ты бессердечная, малое дите оставляешь на чужого человека! Всех денег не заработаешь.
– Как это так, ты идешь к подруге на день рождения? Ведь я болею! Бесстыдница!
– Предлагают новую должность? Так у тебя зарплата будет выше – муж от тебя уйдет, дочь отвернется! Отказывайся, слышишь?
Самое интересное, что не только родители, но и мы с вами оказались насквозь пропитаны культом страдания. Современная психология выводит людей из этого состояния, акцентируя внимание на том, что мы сами строим свое будущее и надо ориентироваться на себя, а не на стереотипы. Но этого мало, потому что страдание в нашем государстве оказалось закрепленным чуть ли не на религиозно-законодательном уровне.
Бог терпел и нам велел
Изначально православие настраивало человека на то, что страдание – это великое благо. Человек должен терпеть все невзгоды, которые ему уготовила жизнь, должен быть рабом божьим до смерти. Давайте мы запретим ему радости, а потом, может быть, он попадет в рай и будет все замечательно. Ему наконец-то воздастся за все его добрые дела.
Советский Союз и его плюшки
Потом христианство отошло на второй план, и эту идею подхватила советская власть: «Давайте вы будете работать, а мы о вас позаботимся». И эта идея оказалась более-менее справедливой. Человек действительно в той или иной мере вознаграждался за свой труд. Людей обеспечивали отпусками, санаториями, поездками на море, квартирами, хорошей пенсией. Для детей предлагались бесплатные кружки, секции, пионерские лагеря. Но советский период закончился вместе с его плюшками, а мы на законодательном уровне продолжили страдать.
Шейминг
Вместе со страданием в нашей культуре родился шейминг – практика целенаправленного стыжения человека по определенной причине, продиктованной принятыми в обществе нормами и стереотипами. Например, если вдруг ты живешь как эгоист – это очень плохо. Ты о себе заботиться не должен, ты должен заботиться о ком-нибудь другом, и лучше постоянно. И чем тебе тяжелее, тем ты благороднее. Шейминг вы можете увидеть в любой соцсети, почитав комментарии на странице популярного певца, артиста, блогера, психолога, астролога и т. д.
Материнство и его условия
Материнство в нашей стране не самое легкое дело. Да, у нас, по сравнению с другими странами, есть некоторые привилегии, недоступные другим. Например, мы можем сидеть в декрете до полутора-трех лет, причем до полутора получаем деньги. Но это все равно очень небольшие суммы. В той же Германии детские пособия выплачиваются, пока ребенок учится (до 21–25 лет), а по размеру они сопоставимы со средней зарплатой.
Условия, в которых мы ухаживаем за детьми, тоже далеки от совершенства. Вспоминаю свой декрет. Пока прогулочную коляску затолкаешь в маленький лифт, а потом спустишь ее с десяти лестниц, уже никакого настроения, никакого кайфа от материнства. Потом я переехала в новый район, там и пандусы оказались, и грузовые лифты, и дорожки прогулочные новые, ровные, со съездами. Мелочь, а приятно. Кстати, в моем первом доме до сих пор нет никакого пандуса и лифт тот же… Об очередях в детскую поликлинику, особенно о медосмотрах месячных детей (где я провела три часа), не стоит и говорить. «Ты – мать, ты должна страдать».
Уход за стариками
Тоже больная и неоднозначная тема. Для заботы о стариках придумана социальная служба. К моей бабушке соцработница приходила один-два раза в неделю. В магазин сходить, за квартиру заплатить, поболтать 5–10 минут. Постоянно к вам соцработник ходить не будет.
Поэтому, если вы хотите обеспечить надлежащий уход за пожилым родственником, который не может за собой ухаживать, вам придется делать это за свой счет: сидеть без работы и заботиться о близком человеке самостоятельно, либо поместить его в частный центр, или пригласить сиделку. В последнем случае велика вероятность шейминга со стороны окружения: «Как это так? Почему ты свою маму/бабушку бросила на чужого человека? Так нельзя! Надо на это дело положить всю свою жизнь, свое время, свое здоровье. Ведь этот человек тебя воспитал!»
С одной стороны, мы видим, что от государства есть поддержка, но, когда человек отказывается от бесплатного и выбирает платный вариант, на него уже косо смотрят. Почему? Потому что это новое, а новое принимают плохо. Стереотипы мешают. Никто из пристыживающих, к примеру, не задумывается о том, что у каждого свои способности. Кому-то нравится ухаживать за старичками, они с удовольствием работают сиделками, социальными работниками, делают массажи на дому. А кто-то, даже если есть деньги, ухаживает через силу, потому что «стыдно не стараться», «стыдно пригласить сиделку / определить родственника в частный дом престарелых».
А как вы считаете, в нашем обществе поддерживается культ страдания или все это стереотипы, от которых легко отойти?