Психология

Почему воспитание бабушками и дедушками не может заменить воспитание родителями

Александр Бутов

доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, автор более 100 книг и статей по истории и теории педагогики

Подходы к воспитанию у различных поколений отличаются по двум важным и существенным причинам. Первая из них, по сути, объективно-возрастная, чисто человеческого плана, обусловленная процессом изменения жизненной позиции по мере взросления, старения индивида. В данном случае она присуща всем народам всех, наверное, без исключения времен или эпох. Взгляд на воспитание ребенка непосредственно со стороны родителей и бабушек и дедушек различается в силу позиции и социальной роли, свойственной для возраста, даже безотносительно смены эпох. Но, во-вторых, реально данное отличие еще больше усиливается вследствие процесса ускорения социально-технологического развития, обуславливающего резкий процесс изменений.

В процессе воспитания родители выполняют определенную социальную функцию, связанную с передачей и формированием у детей необходимого социального опыта. При этом как бы изначально предполагается, что такой опыт в лице матери и отца как его непосредственных носителей еще относительно актуален. То есть, по крайней мере, родители еще способны чувствовать эпоху, адаптироваться к ней и сообщать ребенку важные и нужные сведения, стимулировать решения и формировать у него соответствующие установки. Это, разумеется, не исключает ситуации устаревания их опыта, но лучшего варианта в рамках семьи попросту нет. В роли такого могли бы выступать разве что только старшие братья или сестры, но при состоянии сегодняшней рождаемости на подобный вариант надеяться особо не приходится. К тому же опыт, свойственный родителям, все же уже проверен жизнью, что, впрочем, совсем не исключает важности со временем попыток его осмысления и адаптации самим ребенком.

В целом ситуация, когда чадо преимущественно пребывает под влиянием опыта взрослого в семье, способна продолжаться вплоть до завершения процесса первой стадии социализации в подростковом возрасте. Сам опыт старших, в принципе, существенен, естественно, и далее, но тем не менее предполагается, что начиная с подростковой стадии развития ребенок постепенно выходит на стезю собственного социального характера, а взрослому лишь остается – в идеале – функция коррекции.

То есть, по сути, речь идет о периоде воспитания не более полутора десятков лет, за срок которого опыт не должен серьезно устареть. Хотя в условиях темпов сегодняшнего времени он все-таки даже в подобных интервалах может терять актуальность. В том числе поэтому необходимо постепенно обеспечивать ребенку большую свободу, чтобы не мешать его процессу адаптации к специфике условий, которые взрослые уже порой не в состоянии уловить. На стороне последних – опыт, мудрость, знания, мышление, но также и система представлений отчасти, по крайней мере, уже из другого времени вкупе со взглядом со своих собственных позиций, интересов и возможностей. На стороне подростка – свежесть восприятия эпохи, применительно к которой и в которой он растет, и соответствующая интуиция. Дети сами по себе растут в ногу со временем, взрослые же пытаются угнаться за временем с помощью моды… Из недостатков этого положения прежде всего стоит отметить следующий – мало знаний и опыта. Поэтому задача в том, чтобы помочь мальчикам и девочкам с формированием опыта, но только под контролем старших, что и являет собой непосредственно задачу воспитания.

Для поколения бабушек и дедушек роль воспитателя, по сути, уже пройдена. И хотя, конечно, в их глазах давно уже выросшие дети продолжают оставаться все время еще детьми, но тем не менее роль собственно родителя утрачивает для пожилых актуальность в плане воспитания. И дело здесь не только в том, что изменяется сама эпоха. Прежде всего, психика с годами, к сожалению, утрачивает свойство адаптироваться применительно к новым условиям, стареет. Очевидно, этот недостаток все-таки преодолим, но только не в массовых масштабах на сегодняшнее время. Соответственно, меняется и восприятие и отношение человека к жизни.

В традиционном обществе, когда условия веками не менялись, опыт прошлых поколений был поистине бесценен. Но сегодня ситуация меняется порой столь резко и значительно, что роль старших поколений может заключаться только в передаче общечеловеческого, а не конкретно-исторического содержания воспитательной деятельности. Мудрость всегда имеет ценность, только ее нужно уметь разглядеть за современной суетой, а это удается сделать не всегда… И как раз здесь вступает в силу фактор возраста. Если для родителей сам процесс воспитания реализуется как деятельность, происходящая в современном и притом вполне реальном социальном пространстве и контексте, то для бабушек и дедушек, уже в определенной мере опосредовавшихся от актуальных забот социума, она имеет несколько иной характер, обусловленный не только уменьшением актуальности их опыта.

Суть в том, что данный процесс перестает рассматриваться в качестве деятельности современного и актуального характера в лице самих старших членов семьи, чьи дети давно выросли, и сама миссия их воспитания пройдена давно. Здесь уже нет прямых отношений «родители и дети». Возникает поколенческая отстраненность, при которой транслируемый опыт не имеет строго обязательной направленности. Вероятно, именно с таким подходом связано особенно благожелательное отношение бабушек и дедушек, стремление побаловать ребенка и проблемы с дисциплиной.

По большому счету воспитательные интересы людей старших поколений имеют направленность на выросших детей, которых они видят еще маленькими, а отнюдь не на внуков. И воспитывать поэтому они пытаются именно своих детей, давая, в частности, им указания, как нужно правильно воспитывать и внуков. Человеку сложно выйти за пределы социальной роли, когда он, по сути, подчинил ей свою жизнь, преодолеть привязанность и беспристрастно подходить к педагогическому процессу. А внуки – это попросту дети детей, поэтому воспитывать и наставлять, ругать нужно своих отпрысков, а внуков следует любить, жалеть и баловать. И даже если кто-то виноват, то уж, естественно, это вы сами или ваш супруг, но никак не внук.

Очевидно, ситуация наследования опыта в процессе смены поколений была бы все-таки неизмеримо качественнее, эффективнее, если бы не существовало перманентной ситуации изменения общественных условий. В силу этого процесс влияния на воспитание со стороны бабушек и дедушек не может по определению заменить влияние самих родителей и должен носить по возможности дозированный, ограниченный характер.

Воспитание – дело и задача, прежде всего, непосредственно самих родителей, а вовсе не тех, кто уже выполнил в этом свою миссию и долг. В этом отношении зачастую имеющие место регулярные попытки перекладывания воспитательных забот на плечи людей старших поколений вряд ли следует назвать оправданными.