Проблема поколений возникла при переходе от общества традиционного типа в индустриальную эпоху. Исторически различий, можно сказать, не было, и опыт изменялся мало, а поэтому и старшее поколение являлось самым уважаемым. Ведь если ты владеешь опытом и опыт твой конкретно применим на практике, то, безусловно, ты являешься особо важным человеком в обществе.

При неизменности общественных условий опыт старшего поколения был результативен, и поэтому ему и доверяли миссию воспитания детей. Конечно, передать свои знания и навыки полностью ребенку пожилые люди не могли, поскольку опыт субъективен по определению и связан только с самой личностью его носителя. Но помочь в организации процесса воспитания, построить его должным и необходимым образом для передачи, а точнее для приобретения опыта самим малышом под контролем взрослых, были вполне в состоянии.

В этой связи следует отметить, что неизменность жизненных условий разрушается не сразу, в рамках общества этот процесс имеет длительный характер. И чем больше приобщенность человека к сфере управления, к влиянию прогресса, тем начало опыта меняется сильнее. Позже всех начало изменений в социальной жизни распространяется на непосредственно народную среду, и этот факт влечет за собой процесс серьезных потрясений, потому что связан с адаптацией.

Так, в частности, начало поколенческих различий на Руси в высших и образованных слоях возможно было наблюдать уже в Петровскую эпоху приобщения к достижениям Западной Европы. Но прямой угрозы социальных потрясений это еще в целом не несло, поскольку основная масса населения продолжала жить в традиции. Петровская империя при своем западном фасаде еще опиралась на традиционный и народный слой, который не особенно охотно воспринимал все царские нововведения. Но это от него совсем не требовалось. Жили по старинке, по традиции, и она охраняла жизненный уклад семьи и всей страны. А что творилось в том же Петербурге, в целом сельскую провинциальную глубинку интересовало очень мало.

Но ситуация в корне изменилась, когда большие массы населения потянулись в города. То есть, по сути, во второй половине XIX века.

Отстроенный веками опыт прошлых поколений перестал быть действенным в новых условиях

И человек становится как бы потерянным: он понимает, что не может жить по меркам и лекалам прошлого, а новых, к сожалению, еще нет или же их нужно уметь воспринять, найти. Авторитет предшествующих поколений падает, стремительно снижается, и начинается эпоха отрицания и нигилизма, гениально отраженная Тургеневым в произведении «Отцы и дети».

Данная эпоха исключительно благоприятна для пропагандистов и теорий всех мастей, способных учить жить и находить виновных в том, что массы населения оказались выброшенными за пределы их привычного уклада миропонимания. А свято место, как известно, пусто не бывает. Рушатся основы воспитания, общество теряет социальную опору. Так, начиная с периода второй половины XIX века в рамках всего общества остро встает проблема поколений.

Причем чем быстрее движется процесс развития, тем, соответственно, сильней противоречия между поколениями в силу резко изменившихся условий

И в этой модели изменений мы, по сути, продолжаем жить вплоть до сегодняшнего времени. Сами же противоречия способны обостряться в период особо резких и серьезных перемен. Так проблема поколений, в принципе, становится неотъемлемым началом, атрибутом современной жизни. А система ценностей подвергается процессу разрушения.