Александр Бутов

Александр Бутов,
доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, автор более 100 книг и статей по истории и теории педагогики

Поколение 1980–1990-х годов рождения опять воспитывалось в сложных исторических условиях. И дело здесь не только и не столько даже в материальных проблемах, сильно обострившихся с распадом и крушением СССР, сколько в разрушении системы ценностных ориентиров, в относительно стабильной форме существовавших на протяжении по меньшей мере нескольких десятилетий.

Новое поколение, по сути, попадает в ситуацию принципиальной смены ориентиров. Конечно, следует отметить: к изменениям в определенной степени готовились. И разумеется, они были нужны. Но мало кто реально представлял себе процесс обвального уничтожения почти всей существующей системы ценностей. Причем не представляли просто потому, что не имели опыта подобного характера на практике, который в целом выпадает крайне редко!.. К такому варианту, конечно, люди в своем абсолютном большинстве готовы не были. И как бы в принципе они не относились к ситуации и жизни при СССР, но все равно это поколение было воспитано в других условиях. И сама критика велась с позиции условий и, конечно, воспитания и мировоззрения, полученного при советской власти.

Можно сколь угодно много подвергать переоценке существующий общественный порядок, но это еще совсем не значит готовность жить при другом, а только означает отрицание прежнего

И должен быть, помимо отрицания, определенный конструктив, который позволяет строить новое. А для конструктива все же нужен опыт, каковым тогда еще не обладали.

И разумеется, одной из уязвимых в наибольшей мере категорий населения стали дети, потому что они более ментально беззащитны и ранимы. Им необходимо расти, развиваться, но сама направленность развития скрыта неопределенностью.

У взрослых ситуация была немногим лучше. По сути, шла активная борьба за выживание. Взрослая часть населения зарабатывала деньги, у кого-то этот процесс даже превратился в самоцель и новую псевдорелигию, затмив собой коммунистический угар. А отпрыски жадно впитывали всю основу новых ценностей под влиянием примера старших и тех идеалов, что обрушивались на их головы с экранов телевизоров. Родителям же зачастую просто не хватало времени на воспитание детей. К тому же появилось много столь разнообразных развлечений в пику скучному досугу времен СССР, что о своих потомках просто некогда было подумать.

Роль и значение ценностей образовательного плана в это время снизились, особенно в глазах детей, которые увидели различие доходов образованных людей с необразованными. И в итоге мы имеем поколение, не получившее системного образования и воспитания, со сниженным моральным уровнем и ярко выраженным меркантильным интересом. Причем если школа еще по традиции, идущей со времен СССР, могла давать приличное образование, то воспитание ввиду мировоззренческого хаоса являлось объективно слабой стороной.

Источник: unsplash.com/Soviet Artefacts

Конечно, вряд ли следует винить в подобной ситуации само рассматриваемое поколение. Это вовсе не его вина, а попросту беда. В таких условиях ему пришлось родиться и расти. Попробуйте сформировать устойчивые жизненные ценности в системе, где за один век произошли по меньшей мере целых три социальных революции! И где представители старшего поколения яростно отстаивают зачастую ценности СССР, отцы и матери считают главным деньги, а ты попросту не знаешь, на кого равняться и с кого бы взять пример?! А в обществе приобретают популярность, скажем мягко, не совсем приличные, но при этом весьма древние профессии, основанные на приоритете глупости и жадности с отсутствием образования!..

Одновременно историческая ситуация сформировала это поколение достаточно свободным

С крушением системы ведь не только ушли ценности, но также еще спали шоры и ограничения, присущие стабильному этапу, и в особенности бывшие в СССР. Хотя, конечно же, к свободе нужно быть готовым, это не подарок, а ответственность и несомненный груз, предполагающий наличие самосознания и самоконтроля.

Другой особенностью поколения стало его обращение к сфере Интернета. Это первое из поколений, вошедшее в мир компьютеров, электронных гаджетов и виртуальных технологий, что сказалось, разумеется, и на развитии детей. Если предшествующие поколения формировались и играли в относительно естественных условиях природы и двора при непосредственном общении и была даже дворовая дружба, то для людей нового времени процесс коммуникации постепенно переходит в виртуальный мир. А это означает, что естественный характер отношений с теплотой, эмоциями и, конечно, опытом необходимого взаимодействия друг с другом серьезно затруднен.

Будучи выросшим в сложных условиях и наблюдая процесс выживания своих родителей, нередко жалующихся на нехватку денег и превратности судьбы в условиях капитализма, поколение 1980–1990-х годов твердо уяснило себе, что жизнь – это борьба за пребывание под солнцем. В целом оно много жестче и даже как бы, может быть, грубее поколения 1960–1970-х годов (о нем мы уже писали), в меньшей мере образовано и менее идеалистично по мировоззрению. В нем сильнее развит индивидуализм, оно меньше читало и сменило идеалы. Ценности познания, развития и бескорыстного товарищества сменяются здесь устремлением к успеху и обогащению, к хорошей и комфортной жизни. Видимо, еще и родители несколько рано и не по своей воле погрузили это поколение в курс взрослых проблем.

Но все дело в том, что заданные интересы и ориентиры представляют собой грубую, испорченную кальку с воззрений на мир так называемой эксплуатируемой части западного общества и совершенно не являют собой ни прогресса, ни открытия в культурно-цивилизационном отношении… И возможно, вскоре это предстоит еще понять…