Диана Ярошенко

Диана Ярошенко,
психолог, писательница

Актуальный тренд на отстаивание личных границ, на изучение себя и саморазвитие в области психологии привел к тому, что многие смежные или просто похожие тенденции в поведении женщины кажутся нам одним и тем же. А затем рождаются и свежие для нашего времени стереотипы, когда гордость приравнивается к женской обидчивости или же заносчивости, достоинством именуется холодность и порой грубость, а манипуляция видится там, где ее и в помине нет. Или, напротив, мы считаем недостойным чье-либо поведение, опираясь исключительно на собственное мировоззрение. Такая размытость границ становится веским поводом все-таки разобраться, почему сейчас так происходит.

Для начала стоит в первую очередь определить, что такое понятие, как достоинство, очень пластичное, относительно субъективное, но, главное, оно эволюционирует, то есть подстраивается под время и является стереотипным. Проще говоря, употреблять его в контексте разных поколений – это достаточно грубая и примитивная ошибка. Но почему-то именно так у нас и делают, когда, например, сетуют о целомудрии бабушек, которые замуж за первого мужчину выходили, и ругают якобы разгульную и развращенную нынешнюю молодежь. Дескать, цифры не считают – чести не знают.

Разный угол зрения

Второй момент, который стоит учитывать после временных рамок и смены поколений, – это ментальные особенности, связанные и с воспитанием, и с давлением окружения, и, в конце концов, со стереотипами поведения. Запечатление в детстве определенных картинок общения родителей друг с другом, нормы морали, которые они бережно в ребенка вкладывали, и даже расхождение и резонанс «истины» из родительских уст и другой действительности, что, скорее всего, обязательно у каждого из нас бывает, – все эти аспекты будут в дальнейшем отражаться на нашем собственном понимании нормальности и ненормальности.

Из всех этих составляющих мы получим общий пазл нашего субъективного понимания о гордости и достоинстве, а затем сформируем границы, нарушение которых и будет вызывать у нас критические эмоции – ревность, обиду, ненависть, унижение и другие. Поразительно, что, допустим, общение партнера с противоположным полом одних будет задевать и унижать, вызывая жгучую ревность, а другие будут считать это абсолютнейшей нормой. Обратите внимание и на то, что, к примеру, психологи в разговоре об измене одного из супругов не будут клеймить участников ситуации определениями «жертва» и «виновник», впрочем, как и саму измену они не назовут предательством.

С одной стороны, речь, конечно, идет о профессиональной объективности, лишенной экспрессии, а с другой – о совершенно разном отношении людей к самой измене, абсолютно разных личных границах и, соответственно, степени влияния самого события на состояние человека. Говоря простым языком, одни могут и готовы, хоть и с надрывом, простить измену партнера, другие годами живут с постоянными изменами в семье, а для третьих это табу и мгновенный конец отношениям, даже несмотря на годы, прожитые вместе, общих детей и трудноделимую недвижимость.

Субъективность табу и стереотипов

Мы привыкли замечать кардинальные изменения в поведении эмансипированной современной женщины, заявляя при этом, что только сейчас мы научились отстаивать свое достоинство и ценить себя. А значит ли это, что женщины из прошлого поколения были недостойными? В момент, например, когда терпели определенные мужские выходки в виде алкогольных встреч с друзьями, отсутствия должного внимания, помощи по дому и с ребенком, тотального непонимания женского эмоционального фона? Вовсе нет!

Именно так и проявляется гибкость понятия «достоинство»: каждое новое поколение либо меняет нормы морали и добавляет систему запретов, либо, напротив, снимает, например в случае с сексуальными экспериментами и количеством партнером. По этой же причине современную девушку, находящуюся в поиске или просто свободную, гулящей не назовут! Да и куда важнее на самом деле не искать четкости в определении достоинства, а прислушиваться исключительно к себе, к своим нормам, личным границам, а значит, научиться отстаивать и защищать себя и свою самодостаточность, как считаете нужным и правильным, но при этом не критиковать и не осуждать других.