Раз уж мы обсуждаем самые горячие тенденции в моде и макияже, которые молодежь множит на миллионы в TikTok, то и социальные тренды не оставим без внимания. Один из таких заразных трендов называется tradwife, или «традиционная жена», а участвуют в нем все девушки и женщины, которые сознательно выбирают роль домохозяйки и с удовольствием ее рекламируют. Причем речь идет не просто о домохозяйке в растянутых трениках и с гулькой на голове, а о красотке как из фильма «Степфордские жены» – в элегантном платье и с идеальной укладкой. Рядом со счастливой и уже накрашенной в восемь утра на кухне tradwife всегда находятся ее дети – причесанные милейшие ангелочки, забота о которых, похоже, не выматывает героине нервы. За похождениями идеальной домохозяйки следят тысячи ее подписчиков в социальных сетях, а она в перерывах между рецептами и позированием всей семьей продвигает рекламные контракты.
Понятно, что Интернет сегодня набит историями с различными сценариями, причем многие из них разыгрывают спектакль в том числе и ради хейтвотчинга, но в случае с tradwife нам интересно одно: мода на роль традиционной жены процветает только в Сети или и в обществе в целом?
Социальные тенденции развиваются по принципу маятника или колеблются между крайностями: как только стрелка доходит до максимума в одну сторону, начинается откат в другую. Так, в западном обществе, которое гордо несет знамя главного освободителя женщин, после неудачных результатов правления левых сил активизируются консервативные партии и усиливаются попытки вновь переосмыслить понятие традиционных ценностей. Возвращение к истокам на примере tradwife – это еще и молчаливое признание того, что на Западе феминизм в своей самой актуальной версии 2024 года привел всех в тупик, где уже и само понятие «женщина» потеряло значение среди десятков других гендеров. Французский Vogue, например, по давней национальной традиции валит вину за появление tradwife на ультраправые движения: мол, это они разжигают. Хотя с точки зрения того, что тренд идет из социальных сетей, справедливее будет сказать «само разжигается».
В XXI веке, в отличие от XVIII века, женщины свободно пользуются своим правом работать и полностью игнорировать (считайте, делегировать) все, что подходит под определение работы по дому. Признавая достижения феминизма, не стоит и отрицать, что современный ритм жизни для многих дам и барышень делает очень трудной задачу совмещения карьеры и семьи, и падающий показатель рождаемости свидетельствует, что карьера побеждает ввиду необходимости обеспечить себе достойный уровень жизни. Если отказ от роли матери – вынужденный, добровольный или оба сразу – в пользу работы уже принимается обществом как данность, то традиционные жены, как явление на другом конце маятника, ищут признания в том, что они оставляют карьеру позади ради семьи либо делают поприще домохозяйки своей профессией.
В науке есть такое понятие, как миф о золотом веке, под который подпадают все те люди, которые считают, что раньше на свете жилось лучше, чем сейчас, и стараются ухватиться за разного рода факты, чтобы найти своим доводам доказательства. Тренд на роль традиционной жены стоит отнести как раз к такому предмету ностальгии на общественном уровне. Иллюзорное представление о том, что раньше было лучше, выбирает из прошлого собирательный образ домохозяйки образца 1950-х и культивирует его как желанный, оставляя за кадром все, что 75 лет назад прилагалось к картинке идеальной матери и жены, а это полная зависимость от мужа и отсутствие прав. Все традиционное и винтажное приобретает флер романтики, в то время как вместо осознания цельного общественного явления мы восхищаемся лишь его красивой интерпретацией.
Существование разных форм женственности как раз и является подтверждением того, что справедливое общество в первую очередь должно предоставить женщине возможность выбора. В таком случае борцы за права женщин не будут атаковать «традиционных жен» (ведь это и нелогично, раз уж последние также относятся к прекрасному полу), а «мамочки ангелочков» не будут набрасываться на женщин, которые предпочли материнству карьеру и просто не успели или даже не захотели попробовать себя во всех ролях сразу. Само по себе явление tradwife и якобы их попытка реставрировать идеальную патриархальную картину семьи выглядят не таким уж вопиющими на фоне критики, которую они вызывают. Не в зависти ли здесь дело? И особенно странно, когда tradwife критикует журнал Vogue, который специализируется на продаже нарядов haute couture как раз таким вполне себе традиционным женам миллионеров и миллиардеров. И тут уже попахивает и завистью, и лицемерием…