Полина Щеглова

Полина Щеглова,
колумнист

В конце ноября была выбрана финалистка конкурса «Мисс Вселенная – 2017», об этом радостно написали почти все русскоязычные СМИ. А вот новость про беспрецедентную акцию, которая произошла в октябре на подобном конкурсе красоты в Перу, отчего-то дружно проигнорировали. Тогда участницы конкурса красоты нарушили традицию и, выйдя на сцену, объявили публике статистику по насилию над женщинами в своей стране вместо того, чтобы представить судьям параметры груди, талии и бедер.

Девушки одна за другой подходили к микрофону и рассказывали, что 70 % женщин в Перу страдает от уличных приставаний, 300 были убиты своими мужьями или партнерами только за 2017 год, а 13 000 в последнее десятилетие стали жертвами похищений. Небывалый сценарий для такого формального события, как конкурс красоты, который, несмотря на свой развлекательный характер, редко выходит из рамок классического сценария, и совершенно неожиданное место – не самая преуспевающая в вопросах равенства мужчин и женщин страна в Латинской Америке, а не США, Великобритания или, на худой конец, Испания.

Причины и мотивы насилия принято обсуждать как частные случаи: «слишком напился», «чересчур откровенно нарядилась», «возвращалась домой поздно одна», – хотя на самом деле они являются следствием так называемой rape culture, или культуры насилия. Она как термин возникла в гендерных исследованиях в виде социологической теории, которая объясняет, как в обществе нормализуется насилие мужчин в адрес женщин до такой степени, что виноватыми выходят сами жертвы. Банализация самого акта насилия держится на патриархальных семейных устоях, где мужчина – глава и обладает всеми полномочиями (и тут традиционное «бьет – значит, любит»), и даже на самих ритуалах сексуальных практик, где мужчина представляется неуемным возбужденным животным, который получает удовольствие лишь от доминирования и агрессии.

А как же еще и принудить саму жертву поверить в то, что вина лежит на ней, а не на агрессоре? Превратить ее в объект, а не в субъект действия и заставить поверить, что это она является той самой провоцирующей красной тряпкой для быка в сценарии изнасилования или сексуальных домогательств. Оделась слишком сексуально, продемонстрировала свободолюбивый нрав, много выпила, первой пошла на контакт... значит, «заслужила»? Именно такой логике следуют многие комментаторы статей про сексуальные домогательства в Голливуде – мол, актрисы же знали, на что шли, и отчего же они удивились, когда режиссер начал распускать руки и требовать секс в обмен на роль?! А ведь эти девушки шли вовсе не на кастинг в порно, но да, их «преступление» якобы было в том, что они были слишком красивы, молоды и привлекательны, а бедный режиссер был неудержим и возбужден, так что что с него взять-то?

Так причем же здесь конкурсы красоты? А они как раз символизируют собой еще один важный кирпичик в банализации и «маскировке» насилия – объективацию женского тела. Именно она в теории превращает женщину из субъекта, который живет для себя, в объект, который ищет смысл существования в том, чтобы нравиться другим. А на практике означает, что пока мужчины спокойно и без стыда наедают себе парочку лишних килограммов и красуются своими натуральными морщинами и слегка кривыми зубами на обложках журналов без ретуши, женщины борются за статус самой молодой и красивой, перекраивая себя и выполняя массу трудоемких и дорогостоящих процедур над каждой частью своего тела с одной лишь целью – быть оцененной как достойный мужского внимания сексуальный объект.

В объективации мастерски упражняются глянцевые журналы, которые в обсуждении женщин преследуют одну характерную особенность – они рассматривают женское тело по частям, а не как единое целое, неделимую на детали личность, как это случается с мужчинами. Грудь Анджелины Джоли, попа Ким Кардашьян, талия Кэндис Свейнпол, беременный живот герцогини Кэтрин, щеки Кейт Аптон, целлюлит Серены Уильямс... Сначала в телах выделяются отдельные зоны, а потом начинаются рейтинги «Лучшие ягодицы», «Фигура мечты», «Самые спортивные», «Плоские животы через неделю после родов» и так далее. Каждая часть тела разглядывается под микроскопом и обсуждается критически с позиции «сексуально» или «несексуально». Женская красота по сути приравнивается к привлекательности для мужчин, «шлифуется» под их вкусы и даже непосредственно входит в конфликт с самим женским телом (мозоли от каблуков, шрамы от операций, боль от депиляции – мужчины страдают хотя бы от чего-то подобного?).

В Европе все больше отказываются от конкурсов красоты, а если они и происходят, то остаются в последних строчках новостных лент. Вообще, эти самые конкурсы уже давно стоило бы переименовать в «Мисс сексуальный объект» вместо «Мисс Вселенная», а также убрать из них само слово красота, потому что такое банальное его употребление искажает это благородное слово и отнимает у него автономный статус, независимую ни от чьих сексуальных желаний трактовку «красоты». Красивая не по канонам и стандартам, не в определенном возрасте и в какой-то особенной одежде, не ради того, чтобы непременно угодить кому-то, а просто для себя любимой. Кто-то возразит: «нет, ну так не интересно». Но лучше сначала попробовать, а потом поразмышлять над эффектом.

*Meta Platforms Inc (владелец Facebook и Instagram) — организация признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории России по решению Тверского суда Москвы от 21.03.2022.