Легенда гласит, что однажды Фаэтон, сын бога Солнца, попросил у своего отца разрешение прокатиться по небу на его золотой колеснице, запряженной четверкой коней. Бог Солнце отговаривал сына, предупреждая о нраве коней. Но Фаэтон сумел уговорить его, вскочил на колесницу и полетел быстрее ветра. От неопытности Фаэтон потерял дорогу – огненная колесница коснулась земли. Сгорели леса, исчезли реки, распространилась пустыня. Горе-путешественник и сам загорелся. Спасаясь от огня, Фаэтон нырнул в реку Эридан и… утонул. Сестры впали в уныние, скорбя по брату, не переставая плакали. Боги превратили их в тополя на берегу реки Эридан. Тополя скорбят, роняя в реку янтарные слезы… Так Софокл описал рождение янтаря.
Что же касается создания интерьеров королевского дворца – то задача эта для архитекторов непростая, но интересная. Не всем везет. В наше время все чаще художникам интерьеров загородные дома предлагают «взять в работу». Андреасу Шлютеру, однако, повезло: в XVIII веке, будучи главным архитектором прусского королевского двора, он получил заказ на реставрацию Большого королевского дворца в Берлине. Требовалось предложить нечто удивительное. И архитектор придумал легенду – комнату с янтарными стенами!
Работы над необычным материалом, стоившим в то время во много раз дороже золота, шли непросто. Король Фридрих Вильгельм менял архитекторов, а после изменил и место работы, решив, что янтарная комната будет гораздо лучше смотреться в замке Шарлоттенбург. Применявшаяся технология поражает современное воображение: осколки янтаря перед наклеиванием на панели смешивали с коньяком, маслом и медом. Но король не успел увидеть результат. Наследник престола Фридрих Вильгельм I не проявил интереса к необычному интерьеру и вскоре напрочь забыл о нем.
Спас янтарь от пыльного прозябания царь Петр I, пожелавший разместить столь ценный экспонат в кунсткамере. Прусский король, налаживая дипломатические отношения, преподнес царю желанный подарок. И началось путешествие янтарной комнаты по миру. Без особого комфорта – в ящиках, погруженных на телеги, – смоляное сокровище пересекло расстояния и попало в руки губернатора Александра Даниловича Меньшикова. Но поездка не прошла бесследно – некоторых частей комнаты не досчитались. Установить янтарную комнату тогда не удалось.
Следующая страница янтарной истории началась через 40 лет при Елизавете, пожелавшей украсить янтарем стены одной из комнат Зимнего дворца. Обер-архитектор Растрелли недолго горевал о нехватке частей, заменив их зеркалами и росписями. Но янтарная комната разместилась, как позже выяснится, в Екатерининском дворце лишь на время (любопытный факт: в 1745 году прусский король прислал недостающую часть янтаря).
Снова переезд настиг янтарную комнату в 1746 году, когда Елизавета приняла решение перевезти солнечное убранство в Большой дворец Царского Села. Позже свою лепту в украшение комнаты внесла и Екатерина II. Но главная реставрация ждала янтарную гостью в 1941 году. Как мы знаем, планам не суждено было сбыться.
Янтарь снова отправился в путь. Куда? Вопрос, оставшийся без ответа: следы затерялись в Кенигсберге. Но уже в 1970 году начались работы по восстановлению утраченного сокровища. Многие годы идут и поиски, и воссоздание шедевра. В 2003 году янтарная комната в новой красе была представлена на суд президента и гостей.
Да, изучая историю самой разыскиваемой комнаты в мире, приходишь к мысли, что янтарь никогда и не хотел совершать путешествий. Использовал каждую возможность удобно устроиться в темном тихом уголке и проспать пару-тройку столетий. Но волею судеб сильные мира сего о нем вновь и вновь вспоминали и отправляли в новые путешествия. Кто знает, как долго недостающим частям янтаря удастся скрываться в этот раз. Пока он, похоже, блаженствует где-то в тайниках, пещерах или скрытых от глаз общественности частных коллекциях. Кто знает, время пройдет и, возможно, наступит новый период в истории янтарной комнаты?