Категории: Ценности

Какие украшения носили в XIX веке в России

Портрет Натальи Николаевны Пушкиной, Александр Брюллов (1832)

Давайте вспомним свод модных правил о том, как требовалось носить украшения в XIX веке в нашей стране.

Начало века, 1800-е годы

Начнем с первой половины XIX века, когда можно было наблюдать переход от ампирной простоты к многослойности и непрозрачности. Под влиянием моды дамы отдавали предпочтение топазам и агатам, а главным украшением, завершающим образ, считалась брошь – но не простая, а декорированная драгоценными камнями или покрытая эмалью. Позже желанным украшением стала брошь круглой или овальной формы из венецианской мозаики. А в конце века (забежим на время вперед) барышни обратили внимание на форму в виде подковы и букетиков цветов. Кстати, порой брошь использовали как заколку для платья или для волос, прикрепляя, например, страусовые перья. В 1830-е годы модницы выходили в свет, надевая золотые браслеты, крупные жемчужные серьги, перстни и фероньерки с драгоценными камнями.

Портрет княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны, Тимофей Нефф

1830-е годы

Каждый из нас еще со школьных лет помнит портрет Натальи Гончаровой кисти Брюллова, который невольно зафиксировал ювелирные тенденции того времени. Так, выбор красавицы пал в пользу фероньерки и крупных бриллиантовых серег. Что касается самого украшения, то его автором-изобретателем можно назвать Леонардо да Винчи. Дело в том, что в XV веке художник создал картину «Прекрасная Ферроньера», которой судьба, как ни странно, подарила невероятную популярность во Франции в XIX веке. Модницы быстро обратили внимание на украшение дамы на полотне, а в модном словаре закрепилось слово «фероньерка». Скажем несколько слов и о бриллиантовых серьгах Натальи Гончаровой. Столь дорогие украшения Александр Пушкин не мог себе позволить, поэтому попросил своего друга Петра Мещерского одолжить серьги его жене, а позже настоял, чтобы она позировала художнику именно в них.

Портрет Натальи Николаевны Пушкиной, Александр Брюллов (1832)

1840-е годы

1840-е годы по известной причине (шло несколько войн, в том числе затянувшаяся на десятилетия Кавказская война 1817–1864 годов) можно назвать временем относительной скромности дам при выборе украшений. В частности, дневной туалет дополнялся медальонами с миниатюрами, в большей степени носили украшения из бирюзы и агата, а также эмали и полудрагоценных камней. В послевоенное время красавицы могли позволить себе украшения из бисера, бирюзы, жемчуга. Интересным аксессуаром, вошедшим в моду именно в 1840-е годы, стал гребень.

Портрет неизвестной дамы, Владимир Иванович Гау(1947)

Середина XIX века, 1850-е

В центре внимания – диадемы и ленты из бархата и кружев, декорированные бусами, стеклярусом или цветами. Прически украшали сеткой из жемчуга, золотых или шелковых нитей. А вот ювелирные изыски надевали только на бал – это время отличалось полным отсутствием блеска драгоценностей.

Портрет княгини Татьяны Александровны Юсуповой, Франц Кавер Винтерхальтер (1858)

Вторая половина XIX века

В моде воцарился русский стиль – яркие краски, самоцветы, драгоценные камни и природные мотивы. Цветы, листья, насекомые, птицы, стрекозы, жучки могли появляться не только на брошах, кольцах или браслетах, но и на золотых шпильках для волос.

Девушка в костюме Флоры, Константин Маковский

Блеск роскоши снова вернулся в моду. При выборе декольтированного платья молодым девушкам полагалось прикалывать к волосам цветы, на груди носить кулоны на ленте или цепочке; замужние дамы делали выбор в пользу колье с драгоценными камнями и диадемы, носили страусовые перья (к слову, важно было выбирать украшения в едином стиле или из одного набора). Не забудем и про вошедшие в моду длинные перчатки, на которые модницы надевали не один, а несколько парных браслетов.

«Неизвестная», Иван Крамской (1883)

Ювелирная мода XXI века:

  

 

Посмотреть комментарии