От недель высокой моды принято ожидать чуда, ведь не зря уже в самом названии событий фигурирует слово «высокая» как синоним вершины дизайнерского мастерства, которой достигают единицы. Если рассматривать показы таких дизайнерских домов, как Schiaparelli, Elie Saab, Zuhair Murad или Giambattista Valli, то ощущение волшебства и вправду посещает, но если познакомиться со всем списком дизайнеров недель высокой моды, то оказывается, что «волшебники» как раз в меньшинстве. Все остальные под громким названием haute couture делают вполне обычную одежду, которая скроена причудливым способом, как продукт креативной мысли студента факультета моды.
Этот университетский флер как будто бы сопровождает коллекции нового поколения молодых кутюрье: необязательно создавать красоту, важно удивить преподавателя. Либо сам по себе торжественный вечерний дресс-код претерпевает изменения, либо французская Федерация высокой моды (La Fédération de la haute couture et de la mode) сменила некогда строгие требования к новым участникам. Тем не менее результат упрощения налицо, и если цена нижеперечисленных вещей все так же остается пяти- и шестизначной, то насколько этот кутюр интересен потенциальным покупательницам?
Начнем с самого зашкварного (другим словом здесь и не обойдешься) примера с Недели высокой моды – показа Balenciaga, осень-зима – 2024/2025. Дизайнер марки Демна Гвасалия уже выпустил достаточно шокирующего контента на тему советского уличного стиля, чтобы многие начали узнавать его в лицо, но что общего между собой имеют выцветшие рокерские футболки, надетый задом наперед деним и haute couture? Пожалуй, высокие здесь только брови от удивления у тех, кто видит еще и цены на это искусство.
Следом идет еще один плохиш из мира моды, на этот раз родом из США, – Том Браун. Под своим одноименным лейблом Thom Browne он переиначивает стиль студентов типичных американских колледжей с пиджаками с окантовкой и юбками плиссе. У Thom Browne есть и отдельная линейка haute couture, где та же униформа складывается из кусочков и как будто бы распадается на ходу. Необычно? Да. Красиво? Нет, и вдобавок не покидает ощущение, что за всем этим художеством стоит студент первого курса.
Отдельные дизайнеры, как Шарль де Вильморен, сознательно превращают свои кутюрные показы в театральные шоу, зовут моделей с характерными лицами и наряжают их в трехметровые конструкции из перьев, как будто на бразильском карнавале. За всеми этими декорациями одежду даже если и удается разглядеть, то она как будто становится второстепенной и неинтересной. Излишний драматизм прозрачно намекает на то, что ординарный крой и фасоны вещей сами по себе не вытянут шоу.
Непонятно, в какой момент место роскошных вечерних платьев в коллекциях haute couture заняли сарафаны и туники из конопли, а цветочные украшения в волосах сменились обычной бейсболкой. Именно так выглядит коллекция французского кутюрье Жюли де Либран, которую она презентовала на Неделе высокой моды в Париже. Что-то подобное вы запросто отыщете в летней коллекции любой демократичной марки, останется только помпоны самостоятельно смастерить из белых шерстяных ниток.
От Christian Dior ожидаешь не просто красоты, а красоты с историей, но и здесь что-то пошло не так: ткани напоминают дешевую вискозу и в буквальном смысле висят на моделях, как будто вещи стирали уже не раз. Даже оттенки золота и серебра не спасают положение, а еще больше дешевят результат. Коллекция должна была подстроиться под тематику Олимпиады в Париже, но из общих знаменателей только блестящий материал, как для гимнастических трико.
Сам Жан-Поль Готье больше не находится у руля своего именного бренда, теперь его место занимает выходец из Balenciaga и Louis Vuitton Николя ди Феличе. Как результат, последняя коллекция haute couture у Николя получилась какой угодно, но только не уникальной. Каждый образ как будто бы уже где-то появлялся, начиная от «голых» платьев с корсетом и заканчивая длинными юбками со шнуровкой и еще 15 вариациями нарядов на тему корсета. Соблазнительность и смелость присутствует, а вот красоты и мастерства не хватает.