Александр Бутов,
доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, автор более 100 книг и статей по истории и теории педагогики
Сегодня мы поговорим об одном из наиболее мистических, уникальных мест Москвы – Патриарших прудах. Это место, которое является, пожалуй, одним из престижнейших и дорогих в Первопрестольной и одновременно имеет очень богатую, интересную и необычную историю.
Козье болото
Исторически на этом месте в древности располагалось Козье болото. Болото, по легенде, около которого паслись козы. На самом деле коза – это не совсем то, что принято считать в обиходном понимании. Это мистическое животное, которое является проводником между мирами – нашим и, можно сказать, низшим. Неслучайно она символически воплощается в ряде мифических персонажей, в них изображаются ее черты. Причем коза – это еще и очень храброе животное, смелое, решительное, и неслучайно даже баранами, овцами предводительствует козел обязательно. То есть когда говорят про козла, это отнюдь не значит, что негативно. Некоторые военачальники Средневековья даже гордились тем, что они имели тотем в виде этого животного. Знаменитый Скандербег, победитель турок, греко-албанский полководец, носил на шлеме череп козла.
Козье болото являлось капищем бога рода – основного божества древних славян. И считалось, что в этом месте соединяется мир яви, то есть наш мир, с миром нави – миром ушедших, миром, скажем так, темных подземных сил. Но болото само по себе – это тоже как раз такой переходный локус. Мы помним, что существует в различных легендах, мифах, сказках нечисть болотная. Да, болото символизирует переход между мирами, то есть место явно было необычным. Здесь даже приносились, если верить преданиям, жертвоприношения. Но было это очень давно. Соответственно, такие места всегда вызывают неподдельный интерес со стороны церкви, которая хочет, с одной стороны, использовать их силу (мы помним, что на капищах, в различных энергетически сильных местах всегда ставились потом церкви, храмы) и одновременно эти силы направить, облагородить, придать им значение, сообразное с христианским культом.
От нечистого – к чистому
Благородной задачей, в некотором плане цивилизаторской, занялся знаменитый патриарх Гермоген. Именно тот самый патриарх, который выступил за борьбу с польской, литовской интервенцией и благословил ополчение. Это было еще до Смуты. Патриарх принялся за дело всерьез и поставил две церкви – церковь святого Ермолая (1610) и церковь святого Спиридона Тримифунтского (1627). Храмы простояли до советского времени, являясь одними из старейших памятников архитектуры Москвы. Но в годы гонения на религию, естественно, как и большинство храмов, их, к сожалению, разрушили. Борьба церкви с нечистой силой на этом этапе была непродолжительной, поскольку началось очередное смутное время, и она естественным образом прервалась.
Следующий этап освоения Патриарших прудов, точнее Козьего болота, которое еще прудами, собственно говоря, не было, приходится на правление патриарха Иоакима
Это деятель уже петровского периода, ну, можно сказать так – предпетровского, во времена правления царевны Софьи и ее фаворита – князя Василия Голицына; Петр I тоже тогда уже был на царстве в качестве соправителя, и с новой силой велась эта борьба. Патриарх подошел к задаче по-хозяйственному и решил осушить болото, для чего по повелению его святейшества выкопали аж три пруда каскадом, чтобы предотвратить заболачивание местности.
Надо сказать, что из болота вытекал ручей, тоже с таким полукозьим названием – Черторый, понятно, да, чертов ручей, причем он тек не абы куда, а прямо к тому месту, где сейчас возвышается храм Христа Спасителя и которое называлось Чертолье. Там до храма Христа Спасителя стоял Алексеевский монастырь, который был разрушен, на его месте был построен храм, тоже разрушенный в советское время, и вот сейчас возрожден второй вариант храма, как раз в том месте, где ручей Черторый впадает в Москву-реку. Так что, как видите, ручей тоже был, можно сказать, непростой. Общими усилиями пруды все-таки выкопали, болото осушили, но приключилась новая напасть: Петр I отменил патриаршество, соответственно, патриаршая резиденция приказала долго жить, и опять борьба с этим местом оказалась заброшенной.
Следующее наступление на нечистую силу было предпринято уже в начале XIX века, когда, наоборот, пруды были закопаны, кроме одного, местность облагорожена, ну и, соответственно, сохранилось название Патриаршие пруды, хотя вместо трех прудов остался только один, но его решили не ликвидировать, потому что он играл важную роль в дренаже болотного края, и с этого времени место становится любопытным, любимым для отдыха у представителей богатых, образованных слоев, прежде всего дворянства, которое увлекалось литературной, творческой деятельностью, купечества, которое селилось в этих местах, и также у тех лиц, которые занимались различными оккультными практиками или даже просто нечистыми делами.
Три ипостаси Патриарших
То есть получается, это такое триипостасное место, у него три направления: это, во-первых, собственно оккультизм и игры с потусторонними силами, второе – это бизнес-деятельность, и третье – это сфера искусства. Причем все эти предназначения Патриарших прудов тесно переплетаются друг с другом. Это было любимое место, где встречались литераторы: здесь был Пушкин, неслучайно стоит памятник Крылову, здесь же недалеко, на Спиридоновке, жил поэт-баснописец Дмитриев, а территория эта примечательна одним из интереснейших памятников архитектуры раннего модерна, запечатлевшим переход от эклектики к модерну, – дворцом Саввы Морозова, возведенным Федором Шехтелем.
Архитектор Шехтель здесь, кстати, широко развернулся в плане своей деятельности, он был, можно сказать, вдохновлен этой местностью, и самые великие произведения его стоят именно на земле Патриарших прудов. Так, дом Саввы Морозова – это усадьба именно на Спиридоновке, потому что иногда путают, считая, что многие особняки в Москве называются домом Саввы. Настоящий дом Саввы был построен в 1898 году в стиле английской готики, но под влиянием мавританского стиля и с элементами стиля модерн. Записан, кстати, дом был на жену мецената Зинаиду Морозову, бывшую шпульницу на фабрике родственника Саввы, тоже Морозова, соответственно. Здание является уникальным памятником архитектуры, с советского времени и по сей день сохраняет статус Дома приемов Министерства иностранных дел России. Интересно, что когда в 1995 году случился пожар в этом здании, то английское правительство выделило деньги, чтобы компенсировать ущерб, причиненный старинному особняку. И когда британцы смотрели этот дом, Маргарет Тэтчер сказала: «У нас в Англии нет ничего подобного». Вы представляете, какой высокой должна быть оценка творчества московского архитектора, чтобы англичане, снобы, которые уверены, что лучше них никто в их стиле или близком к нему творить не может, вот так преклонили головы перед творчеством нашего с вами соотечественника!
Зинаида Морозова после смерти мужа в 1905 году продала это здание Михаилу Рябушинскому и переехала в усадьбу Ленинские Горки, да, в ту самую, куда после революции уехал Владимир Ильич Ленин. Недалеко от дома Саввы находится усадьба Степана Рябушинского, тоже построенная Федором Шехтелем, уже в чистом стиле модерн. Она считается одним из шедевров русского модерна, вершиной творчества Шехтеля.
Святой Спиридон был покровителем торговли. У нас вообще в Москве, если так условно сказать, имеется два святых, которые покровительствуют коммерции, – это святой Спиридон и Параскева Пятница. Неслучайно церквей этих святых в Москве практически не осталось, большевики их снесли. Церкви Параскевы Пятницы были на Пятницкой улице, соответственно, на Охотном Ряду. Такие, в общем-то, характерные купеческие, торговые места. Церкви эти были уничтожены, сейчас остался храм Параскевы Пятницы только в Бутово, снесли и церковь святого Спиридона… Купечество предпочитало селиться именно там, где есть церкви этих святых, и, наоборот, ставить храмы в их честь около своих особняков. Храм святого Спиридона был построен, как мы знаем, раньше, патриархом Гермогеном. Но купцы облюбовали эти места и считали, что покровительство святого способствует прибыли, успеху в делах.
Напротив дома Саввы Морозова стоит довольно-таки мрачная усадьба в стиле Ренессанса
На самом деле это «переложение», вдохновленное двумя дворцами эпохи Позднего Ренессанса, над которыми работал итальянский архитектор Андреа Палладио. Здание построил архитектор Иван Жолтовский для Гавриила Тарасова, или Тарасяна. Тарасовы – выходцы из Армении, известные купцы дореволюционной Москвы. Кстати, родственники миллионера Артема Тарасова. Дворец интересен тем, что полностью отделан внутри в стиле Ренессанса. Строился он десять лет, и его заказчик не дожил до окончания работ. Особняк достался родственникам, их вступление в наследство было сложным из-за большого налога, выставленного городскими властями.
Интересно, что архитектор Шехтель также имел два своих особняка в этих местах: один в Ермолаевском переулке в стиле модерн и другой в стиле неоклассицизма недалеко от станции метро «Маяковская» (первый построен в 1896-м, второй – в 1910-м).
Мистический флер
Модерн очень любил инфернальное – обращение к темам, мотивам, образам потустороннего мира, или подводного, или подземного, или какого-то мифического. Отсюда любовь архитекторов к различным саламандрам, пресмыкающимся, улиткам и их визуальное цитирование. Эта особенность модерна очень ярко прорастает на Патриарших прудах.
Также следует отметить еще одну интересную особенность.
В этих местах располагался дом Лаврентия Павловича Берии – особняк, который изначально принадлежал князю Гагарину
Здание расположено по улице Малой Никитской, 28. Здесь Берия жил, и есть версия, что в этом доме он был убит. А ни до какого суда дело не дошло… Почему именно здесь? Может быть, какая-то аура Патриарших витает. Но дом еще и очень удачно расположен: с одной стороны открывается прямой выезд на Садовое кольцо, с другой – к нему есть подъезд с трех сторон. То есть он фактически занимает микроквартал своим расположением и одновременно имеет закрытый двор и внутренний сад. Так что, видимо, для определенных целей он очень интересен. Кстати, имеется московская легенда, миф такой, что если в полночь оказаться около этого дома, то можно услышать шаги Лаврентия Павловича, который здесь прогуливается, или даже, может быть, увидеть его загадочную тень. Но опять-таки, это только легенды.
Как правило, когда говорят о Патриарших прудах, сразу вспоминают творчество великого писателя Михаила Булгакова, который своих героев на первых страницах «Мастера и Маргариты» приводит в это место
Здесь же располагается Булгаковский дом, который, кстати, стоит по соседству с особняком Шехтеля, выходя на Садовое кольцо. Именно здесь Михаил Афанасьевич поселил собственных персонажей изначально. Здесь же случается романная история с Берлиозом, который попадает под трамвай. А герои книги прибывают сюда, как уже мы поняли, по одной важной причине: здесь, на Патриарших, портал между мирами, через него и приходят Воланд со свитой. Булгаков был очень образованный человек в духовном плане. Его отец преподавал в Киевской духовной академии. Писатель имел, несомненно, большой духовный опыт, когда взялся за создание своего великого произведения.
В одном доме с Булгаковым жила и дочь владельца дома, который увлекался революционной деятельностью. А рядом с этой девушкой жила та самая Фанни Каплан, которая стреляла во Владимира Ленина на заводе Михельсона. Здесь же, на Патриарших, располагается и особняк самого владельца завода Михельсона. Так что все здесь, как мы видим, находится исключительно по соседству.
И конечно, когда вы побываете в этих местах, желательно заглянуть в великолепный сад «Аквариум», который известен с конца XIX века. Это был увеселительный сад. В нем располагаются два театра – Театр cатиры и Театр Моссовета. Их символизируют две скульптуры. Одна – это скульптура Сатира, или Пана, с козьим телом и козьими ногами, как полагается всякому приличному сатиру. А высокое искусство символизирует фигура Аполлона. И здесь же, в саду, находится музыкальный зал Чайковского. В «Аквариуме» мы тоже видим представленность различных ипостасей, или сторон, Патриарших прудов. В образе Сатира проступает инфернальное начало, связанное с Козьим болотом. И с другой стороны мы видим искусство, высокое, чистое, которое связано с этим замечательным местом и олицетворяет его.
На основании такого экскурса мы сможем с вами сделать интересный вывод. Это место действительно позволяет человеку приобщиться к влиянию неких особых сил и способствует успеху в творчестве и различных начинаниях. Нелишне заметить, что существует поверье, будто вечером и ночью в этом районе – на Патриарших – ходить нужно осторожно. Потому что птицы, которые живут на пруду, и кошки, собаки предпочитают в поздние часы там не появляться. Ну уж по крайней мере птицы перелетают на располагающуюся неподалеку территорию Московского зоопарка. Но мистика, естественно, не снимает и не исключает изумительного очарования этого места. Она просто придает ему некую дополнительную романтическую таинственность и загадочность.
Приятной прогулки!