Интернет уничтожил понятие «иконы стиля», создав образы женщин, являющихся сиюминутными пустоцветами. Обратимся к «Инстаграму*», который сам по себе – хорошее изобретение, однако дающее обманчиво-молниеносную славу, не несущую в себе ровным счетом ничего. В «Инстаграме*» можно прославиться, поместив фотографию тортика с красивыми свечками, брошку, сделанную своими руками, спящих вместе собаку и кошечку… А можно поместить свое фото и собрать сотни комментариев пользователей этой социальной сети, которые оценят вашу интересную прическу, неожиданный макияж, неординарный выбор наряда… Но не пройдет и нескольких часов, как ваш виртуальный успех перебьет новая дива на час… И так без конца! В результате в этом калейдоскопе событий мы теряемся и не знаем, кого ценить.

Свою роль в уничтожении икон стиля сыграла глобализация, против которой так яростно выступает сегодня Россия. Мы все ближе подступаем к единому виртуальному пространству, где иконе стиля, представьте, необязательно быть светлолицей женщиной европейского типа. В законодательницы вкусов может выбиться афроамериканка, китаянка или индуска. А это значит, что век икон стиля с европейским лицом совершенно подходит к концу. Сегодня, называя иконой стиля ту или иную модную барышню, мы забываем, что стильно и дорого одетая женщина – это еще не икона стиля.

Икона стиля – это прежде всего индивидуальность, которую сегодня, к моему великому сожалению, уничтожают фотошопом, косметологией и пластической хирургией

Александр Васильев
Все самопровозглашенные иконы стиля сегодня длинноногие, стройные, без намека на морщинки и родинки, с точеными носиками, но… совершенно одинаковые. Тогда как икона стиля – это штучный экземпляр, выбивающийся из общего контекста и именно поэтому такой манкий для наблюдателей. А повсеместная инкубаторская красота не способна подарить нам новых икон стиля. Обратите внимание на то, что в ХХ веке иконами стиля считались писаные красавицы – Бриджит Бардо, Софи Лорен, Мэрилин Монро, Грейс Келли, тогда как сегодня, в XXI веке, в этом ранге существуют несовершенные с точки зрения общепринятых канонов красоты Сара-Джессика Паркер, Леди Гага, Анна Делло Руссо, Ксения Собчак наконец. Однако харизма, личное обаяние и индивидуальность, которую все эти женщины позволяют себе в нашу эпоху искусственной красоты, выгодно отличают их от массовки.

Еще одно немаловажное качество иконы стиля – это манера жить и то, как она позиционирует себя в обществе. За редким исключением иконами стиля становились тунеядки, именуемые в глянцевой хронике светскими дамами и it-girl. Кроме того, как известно, нет пророка в своем отечестве. Например, Грета Гарбо была шведкой, но играла в США, Наполеон был корсиканец, но стал иконой стиля для Франции. Неудивительно, что иконами стиля в России называют абсолютную литовку Ингеборгу Дапкунайте и латышку Лайму Вайкуле. А вспомните, как обожали в советское время Эдиту Пьеху и подражали ей! Русскому народу нравится все иностранное. Ведь никто не хочет поставить на пьедестал иконы стиля Машу Распутину, которая имеет вроде бы все русское.

Огромное количество СМИ в современном медиапространстве также отрицательно сказывается на появлении новых икон стиля. В советское время, если ты попадал на обложку журнала «Огонек», о тебе узнавала вся огромная страна. Сегодня в России ежемесячно выходят на рынок сотни, если не тысячи глянцевых изданий, и на обложке каждого из них красуется какая-то дама – одетая или раздетая, в бриллиантах или без них. Если заглянуть в большой газетный киоск и посмотреть на мириады красочных обложек, уверяю вас, вы не определите и половину изображенных на них красавиц, каждая из которых считает почему-то своим долгом на страницах того или иного издания разоблачиться полностью. Они со смаком рассказывают в интервью о родителях, мужьях, любовниках, детях, абортах, и… теряется тайна, без которой не бывает иконы стиля. Образ дивы должен быть окутан тайной, флером загадочности и недосказанности. Пример – Рената Литвинова, ставшая образцом для подражания. Казалось бы, мы знаем о ней все, но вместе с тем не знаем ничего. А то, что знаем, – всего лишь догадки, домыслы… Ее незабываемое ретро в значительной степени – результат стараний наших знаменитых художников, таких как Рустам Хамдамов. Литвинова закрытый человек, трудно сходится с людьми, часто отказывается давать интервью о личной жизни. Вот кого я смело могу назвать дивой и иконой стиля – Рената совершенно неземное создание.

Другой законодательницей мод в России является моя соведущая по программе «Модный приговор» Эвелина Хромченко – человек, знающий о моде все и даже больше. Будучи от природы миниатюрной женщиной, Эвелина отдает предпочтение объемной одежде, нежели приталенной, носит обувь на высокой шпильке, что придает ее образу большую значимость и величие. Аншлаги на мастер-классах Эвелины Хромченко говорят о ее авторитете в области моды, ее емкие и точные высказывания цитируют все модницы, а соотношение светлых волос и очков в массивной оправе взяли на вооружение многие женщины.

Настоящей иконой стиля для женщин, перешагнувших 50-летний рубеж, стала Надежда Бабкина. Многие недовольны: «Что же у нее за стиль такой?! Деревенский, что ли?!» Я возражаю: Бабкина – носительница русского стиля! А почему русский стиль в России не имеет права быть представлен иконой стиля? Почему он не может иметь выразителя? Почему должен быть только итальянский или французский ретростиль, как у Ренаты Литвиновой? Не следует отрицать то, что у нас есть свое, весомое, значимое, что и выражается в красивых, ярких и праздничных нарядах Надежды Бабкиной. Она не потеряла вкус к жизни, не боится новых решений и форм. Доказательство этому – увлечение творчеством молодых современных дизайнеров, в частности творчеством Кирилла Гасилина. Сегодня платья этого талантливого создателя мод составляют большую часть гардероба Надежды Георгиевны.

Законодательницей мод в России я бы назвал также Мирославу Думу, девушку стильную и состоятельную, которая не пропускает ни одного европейского показа и приятельствует со многими кутюрье. Миллионная армия подписчиков в ее «Инстаграме*» говорит о безусловном авторитете Думы среди фэшионисток и жертв моды.

Острая нехватка икон стиля отчетливо ощущается также на мировом уровне. В каждом интервью, отвечая на вопрос о современных иконах, я неизменно называю Леди Гагу и Диту фон Тиз, которые для США являются абсолютными величинами. Хотя сказать, что Леди Гага или Дита фон Тиз – это какое-то новшество в мире моды, было бы лукавством и профанацией с моей стороны. Стиль Диты – это абсолютное ретро. Тут вам и бурлеск, появившийся в Европе еще в середине XIX века, и пин-ап, зародившийся в 1941 году. Леди Гага – тоже ретро, хотя с уклоном в футуризм. Она идет дорожкой, протоптанной Мадонной, которая в свою очередь также является ретрозвездой – то она Эвита Перон, то Мэрилин Монро, то Марлен Дитрих… Для Англии безусловной иконой стиля стала Кейт Миддлтон – надежда английской монархии. Однако иконой стиля ее сделали обстоятельства. Кейт была скромной английской девушкой до того, как вышла замуж за наследника престола. Разумеется, на нее тут же обратила внимание миллионная аудитория. Пришлось соответствовать. Хочется верить, что Кейт Миддлтон не совершит тех ошибок, которые в свое время низвергли в небытие некогда иконописные образы леди Дианы и Сары Фергюсон.

Предугадать, кого назовут иконой стиля в будущем, практически невозможно. Нам придется ждать 50 лет, чтобы узнать, кого из современных выразительниц вкусов мы вспомним через полвека. Самыми стильными дамами прошлого считались маркиза Помпадур и Мария Антуанетта. Они задавали тон в моде еще в XVIII веке. Имена этих женщин вписаны в историю моды уже навсегда.

*Meta Platforms Inc (владелец Facebook и Instagram) — организация признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории России по решению Тверского суда Москвы от 21.03.2022.