Рита Железнякова

Рита Железнякова,
редактор и журналист, последний романтик планеты Земля

Не пора ли отвлечься от блокбастеров и вспомнить самые яркие костюмные драмы и мелодрамы недавнего времени? Здесь на фоне бушующих войн и пасторальных пейзажей разворачиваются судьбы героев – и минувшее словно оживает на глазах. Предлагаем примерить шляпки и кринолины и переместиться в великолепное английское поместье Даунтон, в Будапешт начала XX века или в резиденцию датского короля.

«Аббатство Даунтон» (2019)

В поместье Даунтон взволнованы известием: скоро погостить прибывает королевская особа. Теперь вся жизнь аристократического семейства, а также его кухарок, дворецких и лакеев посвящена тщательной подготовке к важному визиту. Хрусталь начищен до сияния, на паркете ни пылинки, кухня исторгает жар и изысканные блюда. Но скоро выяснится, что с монархом прибудет и его свита, так что на кухне и в целом в нижней части аббатства придется потесниться. Но – и в этом сомнений нет – все пройдет идеально.

Полнометражный фильм вышел спустя четыре года после окончания выдающегося сериала «Аббатство Даунтон». За это время мало что изменилось. Леди Мэри (Мишель Докери) все так же элегантно рубит сплеча, вдовствующая графиня Грэнтем (Мэгги Смит) выдает гениальные колкости, Роберт Кроули (Хью Бонневилль) все такой же нарцисс и добряк. Диалоги ритмичны (автор сценария – Джулиан Феллоуз), костюмы шикарны, а тиары просто великолепны.

«Эмма» (2020)

Экранизация романа Джейн Остин об изящных интригах юной Эммы Вудхаус (Аня Тейлор-Джой). Девушка не озабочена поисками жениха, ведь у нее есть все, что нужно для счастливой жизни, – отцовское поместье, где она полноправная хозяйка. Зато личная жизнь других эту барышню очень интересует! Она, как заправская сваха, сводит знакомых, более или менее удачно создавая пары. Но и 21-летней Эмме не избежать влюбленности в соседа-аристократа.

Перед нами эпоха ампир во всей красе: одеяния всех оттенков маршмеллоу, воротнички, подпирающие щеки, декольте и платья с высокой талией, изящные шляпки и цилиндры. Художники по костюмам внимательно исследовали английский стиль XIX века и в точности воссоздали наряды того времени.

«Закат» (2018)

Фильм обладателя премии «Оскар», венгерского режиссера Ласло Немеша.

События ленты происходят в начале XX века в Будапеште. Ирис (Юли Якаб) приезжает в столицу Венгрии, чтобы стать модисткой в знаменитом шляпном магазине, который когда-то принадлежал ее погибшим родителям. Но девушку пытаются отослать, а между делом обнаруживается, что у нее есть старший брат, которого подозревают в убийстве. Ирис пускается на его поиски. В это время над Европой нависает туча Первой мировой войны, а залитый солнцем Будапешт контрастирует с неизбежным закатом Австро-Венгерской империи.

«Портрет девушки в огне» (2019)

Каннский лауреат – драма о портретистке, которая влюбилась в аристократическую модель. История развивается на фоне суровых бретонских пейзажей. Но свинцовое море и серые мрачные скалы лишь оттеняют страсти, которые кипят в душах девушек. Одна из них талантливая художница Марианна (Ноэми Мерлан), а вторая – знатная Элоиза (Адель Энель), портрета которой ждет в Милане ее потенциальный жених.

Нарядов в картине не очень много, но они великолепно исполнены, тактильны, гармонируют друг с другом и играют огромную роль в развитии истории.

«Маленькие женщины» (2019)

Сентиментальная экранизация одноименного романа Луизы Мэй Олкотт, созданная Гретой Гервиг.  Четыре сестры переживают взросление, встречают любовь, находят смысл жизни. Бунтарка Джо (Сирша Ронан) хочет стать писательницей, Эми (Флоренс Пью) – прирожденный художник, добрая, хоть и немного язвительная Мег (Эмма Уотсон) бескорыстна и влюблена в своего мужа, а Бет (Элайза Сканлен) ждет скорая смерть…

Из шести номинаций на премию «Оскар» фильм взял только один, но важный приз – за лучшие костюмы. И они настолько отражают эпоху и с таким вкусом сделаны, что сразу хочется прикупить себе бархатную жилетку или зеленый кафтан, как у свободолюбивой героини Сирши Ронан.

«Офелия» (2018)

Фокус в знаменитом шекспировском сюжете смещен с Гамлета на Офелию, которую исполнила Дейзи Ридли. Именно ее глазами мы следим за трагической историей.

Но если сюжетная линия иногда ослабевает, то роскошные, по-настоящему королевские наряды и живописные интерьеры все-таки переносят зрителей в ту эпоху, когда месть, любовь и желание власти брали человека в плен.

Не обошлось без великолепно исполненной визуальной цитаты из картины прерафаэлита Джона Эверетта Милле «Смерть Офелии» (1851–1852). Энергии драме добавляет актерский состав: Клавдия играет Клайв Оуэн, Гертруду – Наоми Уоттс, Лаэрта – Том Фелтон, а Гамлета – перспективный британец с каннской «ветвью» Джордж Маккэй.

«Роковое искушение» (2017)

Во время Гражданской войны в пансион для девиц, расположенный в южном штате, попадает тяжелораненый северянин (Колин Фаррелл). За внимание загадочного и красивого незнакомца борются мисс Марта (Николь Кидман), Эдвина (Кирстен Данст) и юная воспитанница Алисия (Эль Фаннинг).

Режиссер София Коппола сняла нежный, медлительный, камерный и меланхоличный… эротический триллер. В идиллических пейзажах и среди пастельных интерьеров вскипают страсти, замешенные на обмане и ревности.