В этом году с наступлением марта фестиваль «Золотая маска» откроется в 21-й раз. Программа насыщенная – стоит изучить ее заранее, чтобы стать свидетелем наиболее знаковых моментов. Рассказывать о каждом спектакле-участнике фестиваля – значит создать труд энциклопедических масштабов. Поэтому рассмотрим то, на что нельзя не пойти. Так, снова и обязательно:
Шекспир: «Мера за меру» (реж. Деклан Доннеллан), совместная работа театра Пушкина и театра Cheek by Jowl. Закипая от актуальности текста, пока страх повисает в воздухе, сцена выдвигает на первый план толпу, наблюдающую, фиксирующую, но не протестующую. Театр наций (Москва) интригует и зазывает попытаться взять штурмом зал, где всегда нет свободных мест, ведь там живет уже своей жизнью постановка, которая со дня премьеры, можно сказать, у всех на устах – «Гамлет/Коллаж».
Чехов: Взгляд Театра Европы (Санкт-Петербург) на «Вишневый сад» и «Три сестры» от театра им. Ленсовета (Санкт-Петербург).
Достоевский: Карамазовы – это семейство не останется без внимания еще долго. Режиссеры продолжают пытаться понять, увидеть и передать собственную версию зрителям. В этом фестивальном сезоне «Карамазовы» – это фантазии режиссера Константина Богомолова на сцене МХТ им. Чехова.
Отдельно обратим внимание на новые проекты этого сезона. Во-первых, конечно, внеконкурсная программа, объединившая под общим названием «Маска Плюс» спектакли, скажем так, со звездочкой. Которая скрывает за собой новые имена, этнические мотивы и то, что называют «на злобу дня».
Проба пера у молодых режиссеров получилась на известном материале: Wassa, по мотивам пьесы М. Горького «Васса Железнова» и романа «Мать», реж. Антон Маликов, Театр драмы, Курган; «Иванов» (по А. П. Чехову), реж. Петр Шерешевский, Драматический театр, Новокузнецк; «Ромео и Джульетта» (У. Шекспир), реж. Искандер Сакаев, Татарский драматический театр, Альметьевск). Однако свежий взгляд, интересная интерпретация, глубокая работа с материалом точно присутствуют, раз почетное жюри фестиваля оценило и пригласило участвовать. Точнее и конкретнее можно составить собственное представление о работах, не пропустив показы.
Этническое наполнение любой программы позволяет не только увидеть глубокую, мудрую историю, но и увидеть ритуалы, национальные костюмы, особенности быта… В этом году стоит обратить внимание на арт-группу Honey and dust. Гости из Словакии привезли переплетение коротких новелл под названием «Дом. Эрос. Вера». Этнические мотивы спектакля поддерживаются исполняемыми вживую фольклорными мелодиями. Не стоит ограничиваться одним этноспектаклем, заглянем и к Хакасскому театру драмы и этнической музыки «Читиген». В рамках спектакля «Ахол» звучит горловое пение, воскуривается богородская трава, а национальные костюмы смотрятся более чем органично.
Без изучения программы «Здесь и сейчас», так скажем, спектаклей на злобу дня, впечатление от современной театральной жизни будет односторонним. Режиссеры без оглядки и дрожи в коленях (наверное) смело затрагивают темы кровоточащие, бьющие и если не убивающие, то обезоруживающие перед современной реальностью. Так, театр «Парафраз» привозит основанную, кстати, на реальных событиях новогоднюю сказку «Дуры мы, дуры», где нашлось место и горю, и радости, сиюминутности и вечным темам. А комедия на сцене сосуществует с драмой.
Кульминационным моментом, ставящим финальную точку в программе, станет церемония вручения премии «Золотая маска», которая очно состоится 18 апреля на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Заочно же в волнениях и сопереживаниях проследить, куда отправились награды, можно будет, посмотрев телетрансляцию.