Эта тема долго была под строгим запретом. Но сегодня, когда даже школьницы ждут 14 февраля, чтобы посмотреть «50 оттенков серого» – экранизацию романа, который они зачитали до дыр, табуированность явно пропала. На прошлой неделе, 27 ноября, в наш прокат вышла драма «Моя госпожа» про сложные отношения садомазодоминантши с шестнадцатилетним мальчиком с Эммануэль Беар (которая, к слову, там хороша: в эффектных корсетах, луивиттонах на головокружительной шпильке, латексе вперемешку с Chanel, с кнутом, жесткой линией рта и взглядом, способным обрушить стены). Мы решили вспомнить, какие еще картины способствовали популяризации БДСМ.

Safe, sane, consensual

Тема доминирования и подчинения была затронута и в прошлом году Романом Полански, снявшим камерную, но полную страсти «Венеру в мехах». Эммануэль Сенье и Матье Альмарик разыграли увлекательную многоходовку, в процессе которой власть и покорность принесли героям одинаково сладостные ощущения.

До этого случилась романтическая «Секретарша» – чуть ли не единственный фильм, где садомазохистские увлечения главных героев оказались не разрушительными, а наоборот – превратились в итоге в клейкую ласточкину слюну, склеившую их любовные отношения. В отличие, например, от драматичной «Пианистки» Михаэля Ханеке, где девиационные страсти заживо сожрали интеллигентную преподавательницу консерватории (Изабель Юппер).

Если копнуть еще глубже, в прошлый век, можно вспомнить фильмы, где всеми красками переливается тема садомазохизма. Уже классика: «Дневная красавица» (1967) Луиса Бунюэля про аристократическую Северину (Катрин Денев), которая тайком от мужа устроилась работать в публичный дом и нашла себя в боли и унижении. В трагическом «Ночном портье» (1973) Лилианы Кавани герои Дирка Богарта и юной Шарлотты Рэмплинг демонстрировали любовь бывшего нациста и жертвы концлагеря, замешанную на стокгольмском синдроме, патологической страсти и призраках прошлого.

Рабыни, но не Изауры

В картине «История О» (1975) Жюста Жэкина (перед тем он, кстати, снял самый первый фильм про Эммануэль) у любви также отчетливый привкус крови. Девушка, которую на протяжении всего фильма (и книги) зовут О, соглашается поехать со своим возлюбленным в загородный замок. Там обосновалось закрытое общество, в котором мужчины – садисты и доминанты, а женщины – рабыни. Героине придется пройти через бесконечную боль и унижение, чтобы потом научиться получать от этого удовольствие.

Этот фильм – экранизация культового садомазоэротического романа Доминик Ори. У него забавная история. В сороковые годы прошлого века Доминик была довольно известным филологом и переводчиком. В 1954 году эта интеллектуалка издала книжку, в которой одна эротическая сцена громоздится на другую, помахивая кнутом. Правда, издала под псевдонимом: Полин Реаж. И в течение сорока лет не признавалась в авторстве. Лишь на восемьдесят шестом году жизни она сообщила в интервью, что «История О» – книга-письмо любви к знаменитому французскому литературному деятелю Жану Полану. Жан, к слову, и написал предисловие к первому изданию, то есть был в курсе всего. Впрочем, Доминик и сама не скрывает, что он знал. Более того, это была игра «на слабо». Жан был уверен, что Доминик не сможет писать в эротическом жанре, а она взяла и написала. «Я не была молода, не была прекрасна. Мне нужно было найти другое оружие. Физическое начало тут не годилось – только оружие из сферы духа», – рассказывала когда-то влюбленная писательница журналу New Yorker. Таким оружием оказалась полупорнографическая книжка. Она воплотила в ней самые тайные, самые изощренные, девиантные фантазии, заглянула, следуя дирижерской палочке Зигмунда Фрейда, по ту сторону принципа удовольствия, написала о том, о чем многие женщины и помыслить не могли, но, прочитав, не смогли забыть.

«История О», 1975

Подчиняй и люби

История Доминик удивительным образом напоминает историю небезызвестной Э. Л. Джеймс, написавшей «Пятьдесят оттенков серого», правда, в более интеллигентной версии. Эрика Леонард вообще никакого отношения к литературе не имела и не имеет, если не считать ее увлечения графоманскими фанфиками. И это оказалось даже лучше. Роман «Пятьдесят оттенков серого» не такой фантастически-болезненный, как «История О». И в отличие от последнего, на протяжении которого героиня внутренне меняется, как и полагается в настоящих романах, второй  делает акцент только на эротических моментах.  Ну, Доминик Ори так переживала любовь, а Эрика Леонард, по ее признанию, – кризис среднего возраста.

Но главная книга домохозяек сделала свое дело: она размифологизировала садомазохизм. Стряхнула покров, сняла запрет. Роман Э. Л. Джеймс, издаваемый гигантскими тиражами, стал как бы разрешением реализовать тайные фантазии или хотя бы начать фантазировать. Никто до этого такого «разрешения» не давал. Все фильмы (кроме «Секретарши») раскрывали деструктивную суть всех частей БДСМ. А Э. Л. Джеймс поведала историю счастливой (не несчастной же) связи Золушки и Принца, основанную на принципе safe, sane, consensual.

 «Пятьдесят оттенков серого», 2015

«Пятьдесят оттенков серого» уже обвиняют во всех грехах, среди которых увеличение вызовов служб спасения к людям, прикованным наручниками, и рост заболеваний, передающихся половым путем, не говоря уже об отсутствии художественных достоинств.  Но, кроме того, роман  бросил БДСМ-зерно на поле массовой культуры.

Нет, никто не говорит, что это плохо. Но и бежать в отдел медицинских товаров за колесом Вартенберга (погуглите) тоже никто не призывает. Речь о том, что понятие нормы в очередной раз оказалось резиновым. Или латексным? Как календарь Pirelli на следующий год.

В общем, не будет ничего удивительного, если после выхода фильма «Пятьдесят оттенков серого» (в феврале 2015-го) говорить о БДСМ окажется вообще дурновкусием. Мол, «наелись» мы ваших флагелляций, сенсорных деприваций и игр с психологическим давлением, сколько можно этим кормить.  Это уже не тайна, не опасность, не возбудительный фактор и не повод осуждать. Все пройдет, пройдет и это. На геев вот уже почти никто не обращает внимания.