«Ни слуха, ни голоса» — безжалостный приговор собственным вокальным данным. Как часто находит чувство легкой зависти к людям, чей мелодичный голос скрашивает застольный вечер или посиделки у костра. Нет-нет, да кольнет сердце чужой талант, душевно исполненная коллегой песня на корпоративе. Просыпается временами детская мечта, в которой маленькая девочка становится певицей, а неуклюжий подросток рок-музыкантом. Не все потеряно. Научиться петь может каждый, если приложит усилия и не пожалеет время на занятия.

Певческий потенциал

Как же получают столь нелестный диагноз «медведь на ухо наступил»? В обидной поговорке не идет речи о голосе. Человек, ее придумавший, догадался, что корень проблем лежит в слухе. Блестящие вокальные данные – незаменимая вещь для оперного певца, для эстрадного исполнителя — второстепенная, что уж говорить про любителя?

Представьте себе ребенка. Его привели на прослушивание в музыкальную школу. Педагог постучал карандашиком по столу, напел мелодию. Ребенок, волнуясь, кривенько повторил шаманский ритуал и вышел в коридор с ярлыком профнепригодности. Не сработало природное чутье, не проявился врожденный задаток, или мест в школе не так много, и выбрать решили самых талантливых. Это не конец, не крест в певческой карьере. Конечно, ребенок без природного дара не станет вторым Паваротти. Но большая часть звезд эстрады умудряется покорять миллионы слушателей и без особого дара. Все что нужно: опытный педагог, хороший звуковик и крутой пиар-менеджер. А если большая сцена вас не интересует, то и своих сил хватит.

Проверка слуха и голоса

Определение природных задатков – задача ответственная. Лучше оставить ее профессионалу, но если таковых рядом нет, придется справляться своими силами. Результат оценки окажется не столь точен, но общую информацию для дальнейшей работы вы получите. Чтобы провести проверку, выберите подругу, любимого человека, родственника – помощника в эксперименте. Желательно, наделенного музыкальными задатками. Провести тестирование в одиночку не получится. Особо изворотливые могут использовать компьютер и современные технологии, но стоит ли результат потраченных сил? Дополнительно подыщите музыкальный инструмент: гитару, пиано или синтезатор. Играть на них необязательно, достаточно уметь нажимать на клавиши или дергать струну. Хотите точный результат – выбирайте клавишные. Если не уверены и сомневаетесь в собственных силах, подойдет и гитара.

Чувство ритма

Педагог или помощник в оценке вокальных данных настукивает мелодию. Желательно взять простой и известный мотив. Испытуемый сразу повторяет услышанное. Попал точно — задание усложняется. Нет – попытка повторяется. Если воспроизвести ритм в точности так и не удалось, значит основное внимание будет уделяться развитию слуха.

Когда человек не обладает музыкальной памятью, эксперимент покажет неточный результат. В таком случае включите песню с простым и ясным звучанием и попытайтесь, отстукивая ритм ладонью, попасть в такт мелодии. Если получилось, усложняйте задания. Прослушайте произведения разных жанров и направлений. Самые сложные – классические и джазовые композиции. Самые простые – народные и популярные эстрадные песни.

Звуковой диапазон

Если слух неидеален, то определить точный звуковой диапазон самостоятельно не получится. Самый доступный метод — вспомнить школьные уроки. Спойте: «До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До». На какой ноте возникли проблемы? Какие получилось вытянуть, а какие нет? На данном этапе помешать взять тон могут и неправильное дыхание, и чрезмерное напряжение. Оставьте этот тест на будущее и получите более достоверные результаты.

Музыкальная память

Для следующей проверки, встаньте спиной к музыкальному инструменту и попросите помощника нажать на любую клавишу. После этого сядьте за пианино или синтезатор, и попытайтесь найти ранее услышанный звук. Хороший результат, если выбранная клавиша окажется рядом с искомой. Если же нет – не отчаивайтесь. Попробуйте снова. Справится с гитарой проще, но для первичного теста подойдет и она, только в этом случае попадание на соседнюю струну не считается.

Результат проверки – это не приговор, а способ оценить масштабы предстоящей работы. Выявленные проблемы помогут составить персональный план действий. Развитие слуха требует больше усилий, чем развитие голоса. Если у вас проблемы со звуковой памятью и восприятием ритма, не стоит начинать с вокальных упражнений. Наберитесь терпения, и не бегите впереди паровоза. Методичные занятия приведут к желанной цели.

Дополнительные критерии

Кроме основных показателей, есть и второстепенные. Они не говорят о врожденных способностях или таланте, но помогают выявить причину возникших проблем: срывающийся голос, нехватка воздуха, невытянутая нота.

  • Дыхание. Обратите внимание, как вы дышите: грудью или животом, поверхностно или глубоко. Задерживаете ли дыхание во время пения. Испытываете ли нехватку воздуха?

Если, не пропев и минуты, вы ощущаете отдышку как после длинного марафона, начните занятия с дыхательных упражнений. Они подготовят легкие и связки к предстоящим нагрузкам.

  • Атака звука. Этот тот момент, когда в работу вступают голосовые связки, а звук взаимодействует с дыханием.
  1. Жесткая атака – начало, при котором голосовые связки плотно смыкаются до момента подачи звука. Звук получается грубый, каркающий. Так чаще всего поют новички. Голосовые связки при этом сильно напряжены.
  2. Мягкая атака – начало выдоха и смыкание связок почти совпадают. Не возникает сильного напряжения.
  3. С придыханием – выдох начинается намного раньше, чем подается голос. Заметен шум выдыхаемого воздуха.
  • Дикция и артикуляция. Если рассматривать голос, как музыкальный инструмент, то дикция не является важным показателем. Известны и музыкальные композиции, в которых голосовое пение не сопровождается словами. Но если в песне появляется текст, без четкого произношения не обойтись. Сильные дефекты речи исправляет логопед. С невнятной дикцией борются скороговорки.  Основа практики – теория. Занимаясь в домашних условиях, выискивать ее придется самостоятельно, отбирать по крупицам, отделять зерна от шелухи. Чем глубже человек погружается в мир музыки, тем больше он встречает непонятного, неясного, что и предстоит выяснить самому.

Тренировка слуха и памяти

Со слуха начинается музыкальный талант. Иметь сильные голосовые связки и богатый тоновой диапазон мало. Нужно еще и в ноты попадать, ритм чувствовать. Наличие голоса не означает, что его хозяин умеет им управлять.

Слушание

Для тренировок подойдет собственный плей-лист. Включаете любимые мелодии и слушаете, пытаясь уловить ритм. Но не так это просто, как кажется. Попробуйте постучать ногой или рукой в такт музыке. Если все правильно, то вы почувствуете единение с мелодией. Ощутив неправильность или неестественность движений, остановитесь и слушайте, внимательно и вдумчиво.

В попытке уловить ритм человек, не обремененный музыкальным образованием, начинает отстукивать непонятную, сложную дробь. Корень ошибки заключается в поверхностном восприятии. Ритм прост и закономерен. Что первым улавливает слух? Солирующий инструмент: фортепиано, скрипка, гитара. Человек выбирает самый ясный и понятный звук, начинает отстукивать ритм и теряется.

Если представить музыкальную композицию наглядно в виде картины, то солирующий инструмент расположится на переднем плане. Ритм-секция – задний план. В него и нужно вслушиваться. Для наглядности возьмите рок-н-рольную композицию и проследите за ударником и басистом. Они и задают ритм мелодии. В других музыкальных направлениях это может быть контрабас, труба, бубен. Чтобы понять, как развивается мелодия, представьте ленту орнамента. Один рисунок в ней повторяется множество раз. Также устроен ритм: один маленький музыкальный кусочек повторяется раз за разом, создавая задний план в музыке. Иногда ритм прерывается, меняется, усложняется, чтобы не уставал слух. Особенно это характерно для классической и джазовой музыки. В композициях, построенных на чередовании куплета и припева, ритм меняется при переходе одного элемента в другой.

Мысленное разложение композиции на планы и инструменты дает представление о тоне. Голос – это тоже инструмент. Он многогранен. Но чтобы им овладеть, нужно от чего-то отталкиваться. Придумайте ассоциацию своему голосу. Может быть, он похож на переливы флейты или на насыщенный звук трубы?

Повторение

Это упражнение на развитие музыкальной памяти. Первая его часть – научится повторять услышанный ритм. Вы насладились мелодией, отвлеклись, занялись делами. Сможете ли вы повторить услышанное через час? Казалось бы, зачем вообще запоминать такие вещи? Представьте, что вы собираетесь исполнить песню. Играет музыка, вы поете, но что-то идет не так. Вы не попадаете в тональность. И делаете это не потому, что не можете (до этого были репетиции, на которых исполнение прошло хорошо), а потому что не помните.

Память у каждого устроена по-своему. Человеку, хорошо запоминающему зрительную информацию, тяжелее усваивать звуковую. Работа над собой – ключ к успеху.

Для следующего упражнения понадобится все то же пианино или синтезатор. Действия все те же, как и при проверке музыкальной памяти. Только в этот раз дайте себе 5 попыток, и по мере улучшения результата уменьшайте их количество.

Техника дыхания

Прежде чем осваивать вокальные упражнения, потренируйтесь правильно дышать. Всего существует три типа дыхания:

  • Животом
  • Грудью
  • Смешанное

Музыканты используют первое и последнее. Для новичка идеальным вариантом станет дыхание животом. Оно задействует диафрагму – мышцу отделяющую полость грудной клетки от брюшной. С помощью нее воздух выталкивается из легких. Сделайте выдох ртом, и вы почувствуете, как сокращается диафрагма.

Учиться дышать животом лучше из положения лежа, сложив руки на животе. При правильном выполнении он будет подниматься и опускаться. Делайте выдохи ртом, чтобы ощущать движение диафрагмы. Как только справились с этим этапом, продолжайте тренировки в вертикальном положении.

Во время пения, следите, чтобы грудная клетка не уходила назад, а плечи не поднимались вверх. Вдох делайте носом короткий, но мощный, выдыхайте ртом. В момент выдоха подается и сам звук.

Пение

Научившись слушать и правильно дышать, можно переходить к пению. Главное упражнение называется «унисон». Для выполнения понадобится любой музыкальный инструмент. Можно воспользоваться онлайн-программами, имитирующими игру на фортепиано. Вы нажимаете на клавишу и пытаетесь попасть в тон голосом. Как понять, что задача выполнена? Вы почувствуете усиление звука. Не отчаивайтесь, если не получилось с первого раза. Чередуя упражнения в слушание и пении, вы добьетесь результата. Справитесь с одной клавишей, переходите к другой.

Вы попадаете в тон звука? Пришло время провести эксперимент и определить вокальный диапазон. Границы его – самый низкий звук, который вы можете воспроизвести и самый высокий. Для проверки используется все то же фортепиано. Чтобы не сорвать голос и не повредить связки, потенциал не используют во всю его силу, сужая рамки.

Перед тренировками рекомендуется разогревать голосовые связки 10-15 минутными распевками. Если приступать к активным упражнениям сразу, велика вероятность сорвать голос.

Особенно это важно, если вы решили увеличить вокальный потенциал и пытаетесь взять ноту выше, чем могли до этого. Подобные эксперименты стоит проводить только под присмотром педагога.

Справились с этим этапом? Приступайте к копированию. Выберите исполнителей с близким тембром голоса. Оцените свои возможности. Тренируйтесь на простых песнях, постепенно усложняя задачу.

Следуя рекомендациям и плану выше, вы улучшите свои вокальные данные самостоятельно и сможете красиво спеть в компании друзей или исполнить романтичную песню для любимой. Но для профессионального занятия вокалом лучше записаться на курсы или нанять преподавателя, который поможет определить сильные и слабые стороны и раскроет новые горизонты для вашего исполнительского таланта.