В двадцатку лучших психологических фильмов вошли и авторские (выражающие только личный замысел режиссера), и жанровые картины. Причем из разных групп игрового кино: триллеры, экшены с эстетикой насилия, драмы и мелодрамы, фантастика и даже комедии.

Разброс в жанрах затруднил задачу, ведь количество хороших и качественных кинолент, раскрывающих психологию человека, гораздо больше двух десятков. Но ограничиваться в отборе рамками триллера как фильма ужасов было бы неправильно, потому что «психологический» фильм гораздо более широкое понятие.

Если «психология» с переводится с греческого как «наука о душе», то, естественно, что в психологических кинолентах демонстрируется внутренний мир человека:

Как в научном смысле — показывая душевные явления и поведение в разных обстоятельствах.
Так и с духовной точки зрения. Когда процессы, связанные с ощущениями, памятью, эмоциями оцениваются выше, чем просто нервная деятельность живого организма.

Именно глобальные категории: добро — зло, прощение — месть, любовь — ненависть, отчаянье — надежда, вера и выбор, и беспомощность, и сила человека привлекает зрителей к такому «внежанровому» кино. Заставляет плакать, сочувствовать, смеяться над страхами и запретами. Испытывать, так называемый катарсис, т. е. «очищение» души через сопереживание. Но, главное — задумываться.

Итак, двадцатка лучших психологических фильмов, оставляющих в памяти след. Которые заставляют думать и, возможно, меняют чьи-то жизни.

«Адвокат дьявола», 1997 г.

Молодой адвокат (Киану Ривз), защищает подсудимого, понимая, что тот преступник. Выиграв дело, попадает в престижную контору Мидлтона (Аль Пачино) и с каждой сделкой со своей совестью, подпускает демонов все ближе к себе и своей жене.

Борьба добра и зла в человеке и вечная тема выбора. Не стареющее кино Тейлора Хэкфорда.

«А в душе я танцую», 2004 г.

Если накатила депрессия «и скучно, и грустно, и некому руку подать», смотрите драму Дэмиена О’Доннелла. Нет особенного героя в особенных обстоятельствах, нет нарочитой красивой картинки и нет спецэффектов. Но есть классный сюжет, музыка и игра актеров одними лицами.

Герой не желает быть лишь созерцателем. А ведь он прикован к инвалидному креслу. И это желание дышать полной грудью словно перетекает с экрана к зрителю.

Люди с ограниченными возможностями не любят сочувствия, поэтому в фильме и не будет «выдавливания слезы». Ведь что скрывается за жалостью к инвалидам? Не вина ли за невольное превосходство? Здесь же — главный герой в жизнелюбии превзойдет любого здорового.

Цитаты героев: «Зачем тебе кто-то, если у тебя есть ты?» и «Если у тебя есть будущее — это дар, и нельзя сдаваться, ведь весь мир в твоих руках» и являются идеей фильма.

«Апокалипсис», 2006 г.

Откройте еще раз Америку. Фильм-погоня, фильм-предостережение. Угнанный в рабство для жертвоприношения «Лапа Ягуара», должен во что бы то ни стало вернуться, ведь он спрятал маленького сына и жену на последнем сроке беременности на дне природного колодца (где она и рожает) из которого самим им не выбраться.

За закрученным сюжетом скрывается тонкая многозначность и прямой намёк: высокоразвитая цивилизация исчезла за полтора столетия, но причины, по гипотезам археологов и историков (и режиссера Мела Гибсона), не только в прибытии конкистадоров. А в ненасытности и жадности самих майя, приведших к истощению ресурсов и экологической катастрофе.

И этот эгоизм, приносящий войну соседним народам, не понимающий страдания других, показан в безжалостности и фанатизме жрецов и народа майя. Именно он приводит к их апокалипсису.

Кстати, «апокалипто» с греческого — «открытие», что может трактоваться и как «предостережение».

«Бойцовский клуб», 1999 г.

Психологический триллер и драма Давида Финчера о потребителях, потерявших себя в стремлении владеть вещами и бунтарях-дестроерах, готовых ломать систему. О самосовершенствовании и саморазрушении.

«Свобода — это победить себя». В главных ролях Брэд Питт и Эдвард Нортон. По культовой книге Чака Паланика.

«Достучаться до небес», 1997 г.

Все стучатся в небеса и некоторым они открываются. Психологическая драма без слезливого надрыва, криминал без жестокости, комедия со смыслом.

Жизнь течет, и вдруг оказывается, что осталось ее на донышке — всего неделя. И два умирающих незнакомца, выпив текилы, вдруг выясняют, что один из них никогда не видел моря.

Бегство из больницы на угнанном автомобиле, ограбление банка, а в багажнике оказываются еще и чемоданчик с бандитскими деньгами, за которым, естественно, посланы гангстеры — насыщенная приключениями дорога к морю.

Нельзя умереть, не увидев фильм Томаса Яна.

«Жизнь Пи», 2012 г.

Удивительная лента-притча Энг Ли о том, что вера — это лучшая психотерапия. Две истории на выбор. Какую выберете вы?

Мальчик с именем Пи (в романе, получившем Букеровскую премию — Пай) жил в Индии, был вегетарианцем и сыном владельца зоопарка, молился Вишну, Иисусу и Аллаху одновременно, оказывается после кораблекрушения в шлюпке наедине с хищником…

Захватывающий дух визуальный ряд, спецэффекты для оформления идеи, а не ради эффектности. Двойной смысл, заставляющая задуматься, концовка. Что ещё надо?

«Жизнь прекрасна», 1997 г.

От Роберто Бениньи. Комедия, переходящая в драму. О том, что героем можешь ты не быть, но…стать им ради своего ребёнка обязан. И пережить ад может помочь только сила воли, которая не даст сломаться, а также позволит остаться человеком в нечеловеческих условиях. Вымысел не о концлагере и итальянских евреях, а о любви. А жизнь, в которой есть любовь — прекрасна!

«Зеленая миля», 1999 г.

Снятая Фрэнкомм Дарабонтом по книге Стивена Кинга пронизана аллюзиями из Библии. И выбор главного героя (Том Хэнкс), как у Понтия Пилата. Прочитавшие «Мастера и Маргариту» поймут. Но смотреть этот тяжелый психологический фильм надо всем. Четыре Оскара и уже почти классика.

maxresdefault

«Игра», 1997 г.

Дэвид Финчер умеет снимать фильмы, увлекающие до последней минуты. Остросюжетное кино о том, что все начинаешь ценить, только когда теряешь. Хорошо бы это понять до потерь.

«Искусственный разум», 2001 г.

О человеческой жестокости.

Много говорят о безграничности любви Матери. Но только Спилберг сумел показать, какой сильной на самом деле является любовь ребёнка к родителям. Сильная мысль, что до появления малыша у взрослых что-то уже было, а у ребёнка, кроме мамы, не было и нет ничего. Она его вселенная, весь его мир.

Не единственный фильм о роботе, научившемся чувствовать, но первый, тонко отсылающий к трагедии нелюбимых и брошенных детей. В конце — рыдают все.

«Кожа, в которой я живу», 2011 г.

Кино, наводящее жуть на мужчин. Альмодовар ясно и образно обозначил очевидную мысль, но не всеми до конца принятую: мужчина и женщина не отличаются, а пол — это «привычка», налагающая определенные обязанности и правила. И каждый приспосабливается к своей коже, как может.

Игра «в Бога» доктора Роберта (Бандерас) приводит к нарушению всех божьих законов. И какой бы ученый ни был, он, возможно, может сотворить тело, но вдохнуть душу — никогда не будет в его силах.Если бы каждый обижающий слабого, знал, что может оказаться на месте своей жертвы, в ее коже, то мир стал немного совершеннее.

«Остров проклятых», 2009 г.

Вакуумный, мрачный, наводящий ужас, психологический триллер Мартина Скорсезе. Мир больницы для душевнобольных преступников и детективная история с неожиданной развязкой, материализуются, благодаря игре Леонардо Ди Каприо.

«Олд Бой», 2003 г.

Кинофильм по манге писателей из Японии Гарона Цутии и Нобуаки Минэгиси. Лента Пака Чхан Ука даст фору американскому ремейку 2013 года. И является частью сильной трилогии о мести («Сочувствие г-ну Месть» и «Сочувствие г-же Месть»), не оставляющую равнодушным ни одного зрителя.Месть может, конечно, придать смысл жизни. Но тогда она невольно её заменяет. Плененный и помещенный неизвестными в частную тюрьму О Де Су не знает своей вины, но желание понять причины не даёт сойти с ума в течение 15 лет. Когда его выпускают, начинается самое интересное.

«Пролетая над гнездом кукушки», 1975 г.

Уже 100% классика, снят по роману Кена Кизи. Молодой Николсон в главной роли великолепен.

Здоровый мужчина попадает в психбольницу, симулируя болезнь, чтобы избежать тюрьмы. Освоившись, поднимает бунт против жестоких порядков. Удивляясь, что пациенты сносят это все добровольно, пытается научить их быть свободными, брать чуть больше, чем дают. Но бунтарям систему не сломать.

«Реквием по мечте», 2000 г.

Фильм Даррена Аронофски, который не захочешь второй раз смотреть, но не забудешь никогда. Обязательно надо посмотреть тинэйджерам, чтобы не было поздно. Вместо уроков БЖД.

Реквием — погребальная песнь, заупокойная месса. Вот о похоронах мечты из-за зависимости эта кинолента. Неважно от какой: телевидения или наркотиков, от еды и жажды потребления или любой другой одержимости. О том, что, когда мечта мелка и бездуховна, пути к ней могут стать её концом и гибелью души.

«Суррогаты», 2009 г.

Фильм-антиутопия Джонатана Мостоу захватывающий и динамичный. О том, как технологии, призванные помогать, уничтожают человеческое общение и ведут к деградации. Но если в главной роли Брюс Уиллис, регресс подождет.

«Старикам тут не место», 2007 г.

Алчность и жестокость идут рядом. В новом мире ради денег рискуют всем. Старшему поколению действительно не понять этого, а молодым не всем дано дожить до мудрости. Братья Коэны держат в психологическом напряжении и заставляют думать.

«1+1», 2011 г.

Франсуа Клюзе и Омар Си подарят 112 мин. своей игры, о которых точно не пожалеете. Лента об одиночестве и дружбе, о сочувствии и милосердии. Снова об инвалидах, и снова с юмором.

Если патологично искать смыслы, особенно на фоне всех последних событий, проскальзывает толерантная метафоричность: возможность милого соседства и симбиоза дряхлеющей и сибаритской Европы и полной задора восточной цивилизации.

«7 жизней» 2008 г.

Когда вина разъедает душу, нет радости ни от успешного положения, ни от денег, хочется ее искупить. Но как быть со смертным грехом, который спасёт других? Это самопожертвование или желание быть вершителем судеб?

Интересный вопрос ставит режиссёр Габриэлле Маччино. Попробуйте ответить, посмотрев на безупречную игру Уилла Смита.

«21 грамм», 2003 г.

Алехандро Гонсалес Иньярриту рассуждает о неисповедимости божьих путей. О том, что несмотря на хаос бытия и непредвиденные события, на боль и потери — в ней есть место вере и прощению.

Психологическая кинолента, которую обязательно надо смотреть. Она об отчаянии и любви, о том, как легка душа человека — всего 21 грамм, и как ценна. А жизнь продолжается «с Богом или без…», но, если душа все же есть, в каком бы органе она ни обитала, значит, все-таки со Всевышним.

Фразы из фильма: «Сколько жизней мы проживаем?» и «Господь не избавит от боли, но даст сил её пережить».

Вот такая подборка двадцати лучших психологических фильмов разных годов и на любой вкус, но в каждой картине — есть идея и заслуживающие внимания мысли известных режиссеров, великолепные актеры и магия кино.