Александр Бутов,
доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, автор более 100 книг и статей по истории и теории педагогики
Проблема полового воспитания детей является чрезвычайно важной и одновременно лишь сравнительно недавно ставшей актуальной для педагогической науки и образования. Хотя, конечно, исторически этот вид воспитания осуществлялся в семьях, в народной педагогике.
Реализация идеи полового воспитания осуществлялась под влиянием морали, в свою очередь зависимой от целой совокупности религиозных норм. При этом следует отметить, что все религии монотеизма, или же авраамического типа: христианство, иудаизм и мусульманство – уделяют исключительно серьезное внимание задаче регуляции половой жизни людей. Это служит подтверждением особой значимости данной сферы в жизни человека и необходимости ее организации. По существу, без регулирования этой сферы невозможно управление человеком и, конечно, обществом. Ведь речь идет не просто о вопросах жизнедеятельности человека, а об управлении энергией, которая в своем, пожалуй, в наибольшей мере чистом, явном, концентрированном виде, как считают на том же Востоке, проявляется именно в связи с так называемой проблемой пола. Умение, соответственно, проконтролировать эту энергию, направить ее на различные задачи непосредственно общественного, социального характера и плана и являет собой миссию государства и религии.
Поэтому всегда речь, в принципе, ведется об ограничении конкретной сферы, для чего активно применяется мораль. И разумеется, такой подход во многом совершенно справедлив и, в общем-то, в определенной степени практически полезен, потому что без морали и ограничений человек порой готов пуститься во все тяжкие и создавать проблемы и себе, и окружающим.
Но в то же время, будучи, естественно, вполне необходимым в социальном плане, это отношение, конечно, не всегда учитывает нужды и потребности самих людей, приводит к ущемлению их интересов, причем именно природно-физиологического плана, что прекрасно выявил и показал в своих работах Зигмунд Фрейд. И следствием подобного подхода вполне ожидаемо являются неврозы, комплексы и даже разные заболевания как итог пренебрежения людей к своей природе.
Обратим внимание хотя бы на тот факт, что ситуация так называемого относительно стихийного падения рождаемости характерна прежде всего именно для христианских стран. А остальные государства или же специально регулируют рождаемость, как, например, тот же Китай, или же вообще практически не в состоянии ее пока остановить, как Африка и Южная и Юго-Западная Азия.
Конечно, есть основание полагать, что с повышением экономического уровня развития, увеличением доходов и ростом качества образования, по сути, происходит неизбежно и процесс снижения рождаемости. Но без явной регуляции, по крайней мере декларации, подобных требований или намерений этот процесс происходит в полной мере только в христианских государствах, причем без особого различия внутренних конфессий. В остальных же, если и снижается стихийно, этот показатель остается все равно еще вполне высоким: в семьях вместо восьми-десяти детей теперь всего четыре-пять, что, соответственно, учитывая уровень имеющейся на сегодня медицины и снижение детской смертности, дает аналогичный прежнему прирост численности населения. Управление проблемой пола на религиозной базе и основе обусловливало жесткость норм морали, их малопонятность и отсутствие мышления человека в отношении данного вопроса. Просто постулировались нормы, они были обязательными и не подлежащими ни размышлению, ни обсуждению как то, что необходимо строго выполнять. И в результате – поступать и делать так же, как и все. По существу, такое отношение являлось как бы закрытием вопроса, вытеснением его в сферу бессознательного. И конечно, не могло быть изначально продуктивным.
Одновременно на бытовом, вполне обыденном уровне жизни все эти вопросы получали рассмотрение, причем, естественно, как правило, на очень низком, примитивном, донаучном уровне. Отсюда колоссальная роль заблуждений и непонимания, которые на протяжении долгих столетий по определению и традиции сопровождали человеческую половую жизнь. В эпоху покорения космоса проблема пола оставалась зачастую еще столь же архаичной и отсталой в понимании, как и много сотен лет назад. А общая закрытость данной темы придавала несомненный ореол таинственности, оказавший колоссальное влияние на культуру и одновременно на ситуацию пренебрежения в связи с греховностью.
Идея познания как способа преодоления того, что именуется грехом, в рационально мыслящей культуре европейского прогресса, в принципе, появилась совсем недавно. Человек, по сути, с наслаждением занимался чем угодно, только не самим собой, минуя изречение античности о том, что именно он сам служит очевидной мерой всех вещей! А когда он обращался вдруг к себе, то предавался неге удовольствий.
Не столь трудно, наверное, понять, почему в мире изменившихся реалий вдруг происходит заметное падение морали, нравственности. Потому что сущность не раскрыта, а запреты в изменившихся условиях утрачивают свою силу и влияние. И соответственно, тогда встает вопрос о проведении, реализации процесса полового воспитания, но не путем и способом простых запретов и ограничений, а с необходимостью понимания проблемы полового плана как вполне естественной, необходимой и при этом еще недостаточно изученной сферы реализации потенциала человека.
Только если человек отважится научно и разумно, а не по обычаю, стихийно подходить к таким вопросам, он начнет приобретать реальную свободу в этом мире. Потому что, утверждая важность размышления, рационального подхода во множестве вопросов, мы тем не менее видим, что в отношении данной сферы голос разума практически отсутствует. Хотя именно в семейной сфере человек стремится строить свою жизнь на очень долгий период. Что, соответственно, предполагает соответствующее отношение к проблеме пола непосредственно в процессе воспитания.