В целом в период, когда условия жизни были относительно стабильные и неизменные и, соответственно, существовало сильное влияние традиции, многодетность семей была социальной нормой. То есть, в принципе, вопрос о нежелании иметь детей, по сути, просто не рассматривался и даже по определению не приходил никому в голову.

Многодетность была социальной нормой и даже основой бытия села, крестьянства, что утверждалось самой царской властью. Алексей Михайлович Тишайший в XVII веке убежденно полагал, что основной задачей государства выступает размножение народное, поскольку земли много, врагов много, ну а воинскую и экономическую силу государству обеспечивает численность населения. Человек в традиции воспитывался так, что многодетность выступала в качестве естественной задачи, тем более учитывая влияние со стороны религии. И сегодня в семьях староверов, сохраняющих традиции на протяжении веков, как правило, много детей.

Многодетная семья служила подтверждением здоровья рода, правильности выбора партнера и приветствовалась обществом

По существу, никто особо не желал, особенно учитывая состояние общинности, каким-то образом пытаться выпадать из норм среды. Тем более что смертность среди детей была очень высока, и выживало вряд ли больше половины из числа родившихся. К тому же не имелось совершенно никакого представления о средствах контрацепции, а сделать аборт для религиозной среды было равносильно совершению греха детоубийства. В любом случае альтернативы родам просто не было. И семьи, связанные рамками и нормами традиции, так жили, потому что попросту не понимали и не представляли, что возможно было жить как-то иначе. Религиозная традиция, сложившийся на протяжении многих веков уклад не позволяли воспринимать мир иначе.

три девочки гуляют и держатся за руки

Но вот происходят изменения, разрушается традиция, снижается религиозность населения, люди приезжают из деревень в города и сталкиваются с ситуацией, что жить по-старому не только уже неудобно, но и в принципе совсем как бы не нужно! Перед ними открываются разнообразные возможности осуществления карьеры, жизненного роста, путешествий, увлечений. И работа отнимает много сил, а содержать большую семью в городе значительно дороже и сложнее, чем в деревне.

Разумеется, на первых порах эти люди еще как-то пытаются иметь больше детей, но, конечно же, уже не в столь обильном и значительном числе, как в сельских условиях. Так, вместо десяти детей их теперь где-то три-четыре. Причем даже на селе рождаемость в ХХ веке начала естественно снижаться. Дети стали ходить в школу, частные владения объединились в колхоз, и изобилие работников в семье утратило ценность и необходимость. Женщины уравнялись в правовом аспекте с мужчинами, они тоже работают и делают карьеру и поэтому уже не могут уделить особое внимание своей семье.

Мир изменился, и это изменение произошло в течение жизни одного-двух поколений. Люди приспособились к новым сложившимся условиям, хотя процесс это нелегкий и совсем не быстрый

Даже тот, кто по старинке хотел завести много детей, реально столкнулся с ситуацией: чем же их кормить и где и как пытаться содержать? Одни условия – это отдельный дом в деревне, к которому в случае большой необходимости всегда можно пристроить дополнительные помещения из дерева. Благо что леса вокруг много… Здесь была бы лишь земля. И совсем другое – тесная квартира в городе, которую расширить невозможно. Можно только купить новую, но для этого необходимы средства. А где же их взять, если обильное семейство и так поглощает все ресурсы без остатка?

три девочки сидят на траве

То есть если на селе иметь много детей было принципиально делом выгодным и даже просто жизненно необходимым, поскольку для хозяйства всегда требуются дополнительные руки, то в городских условиях оно стало, наоборот, совсем невыгодным. Нагрузка и затраты возрастают, ну а пользы в этом никакой. Ведь наследники вырастут, разъедутся и будут жить своей, отдельной жизнью. Это совсем не село, где дети и родители обычно проживали рядом или даже вообще под общей крышей.

И поэтому наличие многих детей, как правило, прерогатива очень состоятельных и попросту богатых лиц, которые могут себе позволить такой милый и приятный пережиток прошлых лет… Или же людей истинно верующих и религиозных, вопреки сложившимся условиям и назло всем ветрам свято держащихся за устои и традиции. Но и тех и других в обществе сравнительно немного, и погоды они явно не делают.

Человек, выросший в селе и в многодетной семье, попадая в город, с неизбежностью испытывает ломку и крушение своего мировоззрения, что дается, в принципе, ему с большим трудом. И, соприкоснувшись с новой реальностью, он, разумеется, уже не будет повторять свой прошлый опыт. И среда другая, и уже совсем иные интересы и задачи в жизни. А поэтому, сообразовываясь с новыми и непривычными условиями (а процесс адаптации к городу также потребует еще немалых сил), он не будет устремляться к воспроизведению такой системы отношений, в том числе семейных, какая имела место в его детстве. Хотя часть сложившейся системы ценностей, конечно же, он будет стремиться воспроизвести, поскольку сам в таких условиях рос и воспитывался.