Александр Бутов, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, автор более 100 книг и статей по истории и теории педагогики
Изначально образование носило исключительно практический характер как по своим целям и по содержанию, так и по способам воздействия на человека. И преобладало именно в аспекте воспитания как формирования жизненного опыта ребенка на основе и посредством практики. С течением времени стали накапливаться, выделяться знания абстрактного характера, что получило проявление в развитии подхода непосредственно образовательного, обучающего типа. Накопление знаний привело к процессу передачи опыта, минуя саму практику, в абстрактной, обобщенной форме. Это было результатом и итогом обобщения опыта, когда информации накопилось уже столь много, что ее не удавалось получить и передать простым практическим путем, в процессе деятельности непосредственно практического плана. Требовалось передавать и сообщать накопленные знания отдельно, в сжатой, обобщенной форме, для чего необходимо было и специально организовать процесс образования, создав систему школ.
Исторически, по крайней мере в архаичных племенах, школ изначально не было. Процесс взросления ребенка был рассчитан по традиции и основным этапам, на основе знаний многих поколений. Выделены все переходные этапы, за которыми особо нужен был контроль как связанными с перестройкой организма человека.
Данные этапы четко контролировались как рубежные в процессе половозрастного изменения, поскольку были исключительно важны с позиции сохранения самой структуры общества. И каждый индивид, прошедший основные ступени взросления, мог быть вписан и инкорпорирован в структуру социума той эпохи, так как имел четко обозначенное возрастом и полом место в нем. Те же, кто не смог пройти рубежи и повзрослеть, оказывались в положении изгоев, пребывание которых в рамках общества могло нарушить его строгую и жесткую структуру. И вся система, выстроенная на основании практического опыта, существовала в жесткой разграниченности разных возрастов.
Образовательный аспект напоминал скорее временные сборы, некое подобие летних лагерей, в которых приобщались к деятельности и передавались знания от поколения к поколению в определенной концентрированной форме, а не просто в результате каждодневной жизненной практики
Возникновение школ, связанное с накоплением знания, представляло собой процесс расслоения общества, поскольку появлялись те, кто был носителем, транслятором подобной информации и уже, соответственно, не был способен принимать участие в обычной деятельности племени. По сути, это процесс изначальной разделенности теории и практики, сопровождавшийся и социальным расслоением. Образование в школах приобретали те, кто не предполагал вернуться к жизни рядового члена племени, поскольку в этих целях они были, разумеется, избыточными и излишними. Знания сообщались в интересах управления и руководства и имели, можно сказать, выраженный кастовый или корпоративный интерес, направленный на сохранение стабильности общественной структуры.
С течением времени и обучение изменялось по характеру, все в большей мере приближаясь к знакомому нам формату.
Система, при которой, как в сегодняшнее время, все ученики сидят за партой, слушая учителя, восходит еще к Древнему Египту. Кстати, данная традиция в тот период имела место не везде: под школой часто понимали практику общения с учениками на природе или же при совершении прогулок, как в античном мире
Но однако прижилась модель, имеющая более глубокие, древнеегипетские корни. Это было связано с ее удобством при распространении книжности и обучении письму. Культура постепенно становилась книжной, опыт запечатлевался в знании, а его объективная основа в образе науки непосредственно нуждалась в способе хранения и распространения. Под влиянием книжности и письменности, соответственно, претерпевают изменения сама культура и характер обучения.
Очень интересная статья. Есть над чем подумать