Свадебные хлопоты охватили лиц медийных, но к театру по большей части имеющих опосредованное отношение. Речь о семейной паре Собчак-Виторган и сестрах Михалковых. Что интересно, чета Собчак-Виторган открыли спектакль «Женитьба» довольно тихо, без специально организованных телеэфиров. Сестры Михалковы, напротив, за прошедшую неделю мелькнули, наверное, в каждой телепередаче, где так или иначе было возможно упомянуть о театральной работе «Как выдать маму замуж». Более того, в репетиционный период актеры поддерживали интерес публики к готовящейся постановке, выкладывая в Интернет интригующие фотографии: главная героиня в свадебном платье, фотосессия актеров, педикюр для главной героини… Но эфиры эфирами, а перейдут ли данные постановки стадию от зрителей, пришедших исключительно на громкие имена, к настоящим театралам, делающим выбор ответственно, оценивающим экспертно, или медленно уйдут в небытие… Время покажет.

23 Как относиться к звездным спектаклям с Михалковыми и Собчак

Ксения Собчак и Максим Виторган вклинились в и без того насыщенную (в связи с фестивалем «Золотая маска») театральную жизнь столицы премьерой. Причем на серьезном материале и в приличных, так скажем, стенах – на сцене Театра наций усилиями молодого режиссера Филиппа Григорьяна подстроилась под современные обстоятельства гоголевская «Женитьба». Современные обстоятельства выражены в постановке буквально: квартира с видом на Кремль, где живет в обнимку с красным медведем жених Подколесин (М. Виторган). Медведь хорош. Но требуется жена, найти которую берется сваха Фекла Ивановна (К. Собчак), являющаяся перед женихом в капюшоне и с косой.

Что ждать от спектакля, который сам режиссер охарактеризовал как «токсичный китч» по Гоголю? Да, Собчак, дебютировавшая на театральной сцене, играет вполне гармонично, но как иначе, ведь за спиной годы репетиций в рамках телевизионного проекта. Игра Максима Виторгана и Анны Уколовой (подруга главной героини в фильме «Левиафан» Звягинцева) – скорее к вопросу правильного кастинга. Им не пришлось перевоплощаться, выворачивать себя наизнанку. Костюмы персонажей им оказались по плечу. А в целом стоит быть готовым к неоднозначности. Неопределенность будет мучить зрителя и до, и во время, и после спектакля. Понять, чего ждать от этой постановки, заранее невозможно, поскольку гоголевское пространство настолько перекроено на современный лад, что порой и по ходу спектакля начинаешь сомневаться, как закрутился сюжет и куда все это теперь выльется (хотя стоит отметить, что авторский текст все-таки сохранен). Но и с последними аплодисментами зрители остаются в неопределенности, какого рода эмоции, послевкусие тянется вслед за просмотренным хаосом.

14 Как относиться к звездным спектаклям с Михалковыми и Собчак

Уральские драматурги Олег и Владимир Пресняковы давно знакомы ответственному театральному зрителю, например, по экранизированным пьесам «Европа-Азия», «Изображая жертву». В этот раз братья, выступив авторами и режиссерами спектакля «Как выдать маму замуж», предлагают к рассмотрению старания молодого человека по прозвищу Трансформер в исполнении Сергея Походаева (снова дебют на театральной сцене, предыдущая работа – в картине «Левиафан» Звягинцева), желающего выдать мать замуж. Но не стоит искать здесь признаки сердобольности и трепетного отношения к матери. Парню просто хочется свободы, особенно перед приближающейся армией. А мать, ставшая, сама того не подозревая, преградой на пути у сына, в исполнении Анны Михалковой (дебют на театральной сцене) получилась не одинокой мрачной увядающей дамой, а задорной, саркастичной, кипящей эмоциями ведущей передачи «Для вас, малыши». Надежда Михалкова играет подругу сына по прозвищу Убивашка.

В целом спектакль сложно обрамить одним жанром. Скорее это музыкальное шоу с элементами стендапа, драмы и импровизации, без которой не обойтись, когда на сцене успешные, известные, но дебютанты. Ощущение циркового шоу добавляет выбранное место действия. В данном случае играет важную роль территория бывшего клуба «Артист», что на Трехгорной мануфактуре, представляющая собой арену, то есть пространство требует от театральных актеров особой сноровки, умения работать для всех зрителей.

Оба спектакля далеки от классики, опыта и стандартизации. Скорее на суд зрителя предлагаются эксперименты, в которых много проб и попыток. Вызовут ли подобные шаржи на классический театр эмоции у зрителей, кто знает. Сейчас можно утверждать однозначно лишь одно: все актеры играют с таким удовольствием, детской радостью и искренним желанием каждое действие повторять снова и снова, что и на эти аттракционы в кассах не останется билетов.