На прошлой неделе закрыл свои двери 46-й по счету Art Basel. Швейцария у галеристов, кураторов и художников теперь в списке завершенных дел… Мы же решили оглянуться на тех, кто в этом году проявил себя и запомнился. Определимся с новыми, а может, и несвергаемыми много лет подряд ориентирами в переменчивом мире искусства.

Пространство Unlimited

Китайский художник Ай Вэйвэй – фигурирующий, кстати, в списке самых-самых в мире искусства, – создает проекты, требующие понимания, погружения, обсуждения. Чего стоит, например, проект «Семена подсолнечника», когда пол одного из залов лондонского «Тейт Модерн» был усыпан фарфоровыми, сделанными вручную семенами. Но это дело прошлое. А на Art Basel 2015 Ай Вэйвэй привез велосипеды. Инсталляция, живущая собственной жизнью с 2012 года, путешествует, привлекает внимание и заставляет задуматься. Хотя немного напоминает и Амстердам.

Ай Вэйвэй, Art Basel 2015

Отдельного внимания зрителей заслужили работы Райана МакГинли под названием «Годовой отчет». Так просто, без стыда и намека, прямо и открыто художник открывает дверь в свою студию. На протяжении года художник фотографировал моделей в обнаженном виде, а после обклеил получившимися фотографиями от пола до потолка стены выставочной комнаты.

Райан МакГинли, Art Basel 2015

Словно ожив и сойдя с фотообоев Райана МакГинли, швейцарская художница и модель Мило Мойре исполняла номер «Фотография на память», предлагая всем желающим разделить с ней, выбравшей вместо костюма его отсутствие, фотопространство.

Художница и модель Мило Мойре, Art Basel 2015

Gagosian Gallery

Снова поспорить на тему, что есть искусство, а что китч, можно, вспомнив о работах Джеффа Кунса. Помните гигантскую скульптуру «Щенок», украшенную цветами? В 1992-м она взволновала многих. А позже не сумевшие уловить глубину смысла творения художника трое чудаков пытались даже взорвать ее. Но не случилось. На 46-м «Базеле» Кунс был узнаваем. На условный пьедестал был воздвигнут огромный кот, висящий в цветах на бельевой веревке. Причем таких котов в мире пять! В данном случае «Базель» рассматривал оранжевый вариант.

Джефф Кунс, Art Basel 2015

Ropac Gallery

Тадеуш Ропак, галерист австрийского происхождения, посещает швейцарскую ярмарку искусств уже 30 лет подряд. Он знает, как и чем привлечь внимание и вызвать желание обладать у избалованной шедеврами публики «Арт-Базеля». В этом году выбор Ропака – Георг Базелиц, Роберт Раушенберг и Йозеф Бойс. Долго вокруг да около работ перечисленных художников зритель не ходил. Владельцы определились молниеносно. Работы оценили достойно. Так, творение Георга Базелица поменяло владельца за 550 тысяч евро.

Арт пространство галереи Ropac Gallery

Галерея White Cube

Что в первую очередь ассоциируется с именем Дэмиена Херста? Как бы художник ни старался в других направлениях, но на повестке дня снова оказалась рыба, замурованная в стекло.

Дэмиен Херст, Art Basel 2015

Юлиус фон Бисмарк

Хотя работу Юлиуса фон Бисмарка надо было смотреть воочию, но не упомянуть нельзя. Художники любят занять все выставочное время неким аттракционом, конечно, с глубоким смыслом. Юлиус фон Бисмарк пошел чуть дальше. Его вариант глубоководного эпатажа потребовал установку в выставочном пространстве чаши-карусели. И многие часы художник совершал вращения на «карусели», фиксируя взгляд на одной точке, чтобы не укачало.

Юлиус фон Бисмарк, Art Basel 2015

Цифры

Дотошные организаторы и любители все подсчитывать определили, что в общей сложности в этом году Art Bazel временно приютил предметы искусства на 3,4 млрд долларов! А все рекорды этого года в Базеле побила продажа картины Марка Ротко «Без названия», датированная 1955 годом. Что тут скажешь, абстрактный экспрессионизм.

Марк Ротко «Без названия», 1955