Культура

«Черновик» и еще 7 фильмов о параллельной реальности

Что может быть увлекательнее, если за обычной подъездной дверью распахивается...
Рита Железнякова

редактор и журналист, последний романтик планеты Земля

Что может быть увлекательнее, если за обычной подъездной дверью распахивается невиданный мир, и страшнее, если привычная действительность рассыпается, как карточный домик? К выходу фильма «Черновик» по роману Сергея Лукьяненко мы вспомнили кинокартины, в которых героям дается доступ в параллельные реальности.

«Черновик»

«Черновик» – первая за тринадцать лет (после «Дозоров») экранизация романа Сергея Лукьяненко. В книге действие происходит в середине 2000-х, с уже стираемыми из памяти приметами времени типа тарифа «Джинс». Даже профессия у главного героя типичная для нулевых – менеджер по продажам. В кино действие перенесли в сегодняшний день, провели жирную любовную линию, а Кириллу добавили творческую жилку, теперь он – успешный дизайнер компьютерных игр. В целом фильм довольно точно следует истории, рассказанной Лукьяненко.

Однажды молодой человек Кирилл обнаруживает, что его словно стирают из его же собственной жизни. Квартира теперь принадлежит какой-то дамочке, его имя исчезло из всех баз данных, родители и друзья не узнают в лицо. Теперь Кирилл готов к тому, чтобы стать бессмертным пограничником, миссия которого – открывать другие миры.

«Ночной дозор»

«Дозоры», снятые Тимуром Бекмамбетовым по книгам Сергея Лукьяненко, стали культовыми, породили толпу фанатов и даже сейчас сохранили триггерные точки: митенки, как у Хабенского, зловещий паучок с головой пупса, взрывающийся под колесами красной «мазды», стекла гостиницы «Космос», красавица вампирша Алиса-Жанна…

«Матрица»

История про то, как Томас Андерсон превратился в Избранного Нео и понял, что привычная реальность лишь симуляция.
В 1999 году фантастический блокбастер «Матрица» Вачовски стал для многих философским прозрением, да и сейчас мы порой вспоминаем правило: «Не пытайся согнуть ложку. Это невозможно. Для начала нужно понять главное: ложки не существует».

«Первому игроку приготовиться»

В фильме Стивена Спилберга по книге Эрнеста Клайна виртуальная реальность ярче, насыщеннее и увлекательнее жизни в трущобах.
Парнишка Уэйд Уоттс проводит кучу времени в виртуальной игре OASIS, пытаясь отыскать спрятанные ключи-«пасхалки». Когда-то «Оазис» сделал гениальный Джим Холлидэй. Перед смертью он оставил завещание, согласно которому тот, кто найдет все спрятанные им ключи, получит контроль над виртуальной вселенной.

«Начало»

Фантастический триллер Кристофера Нолана про то, что человеческое подсознание – та самая кроличья яма, в которую свалилась Алиса.
Леонардо Ди Каприо играет уникального специалиста по конструированию новых миров в чужом подсознании. Он может так хитроумно запутать спящего человека, что тот выдаст все секреты.
Однажды герой получает сложный заказ на добычу корпоративной информации, в финале выполнения которого сам не уверен в том, какой мир вокруг него: симулякр или настоящий.

«Донни Дарко»

Фильм 2001 года режиссера-дебютанта Ричарда Келли до сих пор в статусе культового. Школьник-мизантроп Донни Дарко (Джейк Джилленхол), посещающий психолога, однажды идет следом за зловещим кроликом, который открывает ему дату конца света. Что из происходящего лишь галлюцинации, а что – параллельная вселенная, в точности определить нельзя. Ясно одно: непросто жить тихому подростку, когда вокруг разверзается пространственно-временной континуум.

«Плезантвиль»

Фильм режиссера Гэри Росса, в котором параллельная реальность – это выхолощенный идеальный мир сериала 50-х.
Застенчивый паренек Дэвид (Тоби Магуайр) обожает старенькое ТВ-шоу «Плезантвиль», где мир понятен и предсказуем и где так просто быть хорошим человеком. Телемастер, поколдовавший над барахлившим пультом, фантастическим образом засовывает Дэвида и его противную популярную сестрицу (Риз Уизерспун) прямиком в этот ретросериал. Там Дэвид понимает, что не так уж плохо уметь раздвигать рамки и давать повод чувствам.

«Эффект бабочки»

Эван (Эштон Катчер) возвращается в некоторые моменты своего прошлого с помощью детских дневников. В детстве у него было много болезненных моментов, которые Эвану удается изменить. Но как на это отзовется будущее? Эвана так отчаянно мотает по разным версиям его жизни, что это отбивает всю охоту даже пофантазировать: что было бы, если бы тогда я поступил иначе?