Жора Крыжовников свой взгляд продемонстрировал еще в «Горько!». Он добился уникальной естественности от профессиональных и непрофессиональных актеров и создал ощущение настоящей жизни как она есть: абсурдной, дикой, пошлой, смешной, трагичной. Герои хоть и выглядели дурачками, но смотреть на них, кроме как теплым любящим взглядом, было никак нельзя.
В «Звоните ДиКаприо!», уже без оператора-посредника (как в «Горько!»), зритель оказывается так близко к героям, что словно садится с ними за один стол. Главный герой «Звоните ДиКаприо!» – популярный актер Егор Румянцев (Александр Петров). Он снимается в сериале про врачей «Первая Градская», который смотрят все домохозяйки, и сыграл в патриотическом кино «Сирийский песок». Егор звездит со страшной силой, бегает от одной женщины к другой, пьет не просыхая и талантливо юродствует. Однажды он мимоходом узнает, что девица, с которой как-то переспал, умерла от ВИЧ-инфекции. Все говорит о том, что сам Егор тоже болен. Тут-то комедия про удачливого разгильдяя приобретает экзистенциальный пафос. Петров, все грани истерик которого мы, казалось, уже видели («Фарца», «Притяжение», «Лед», «Гоголь»), делает примерно то, что Бенедикт Камбербэтч в «Патрике Мелроузе»: артистично и весело мечется между страстью к саморазрушению и страхом смерти.
Старший брат Егора, тоже актер, но гораздо менее известный (необыкновенно удачная роль Андрея Бурковского), нянька своему брату, семьянин с двумя крошками-дочками и третьей на подходе и контролером-женой (отличная Юлия Александрова). В общем, тот русский человек, который чувствует себя ответственным за все, наивно борется с несправедливостью и если и готов унижаться, то только ради блага семьи.
Жора Крыжовников, который выступил полноценным шоураннером (не только режиссировал сериал, но и был соавтором сценария), выводит на экран типажи лишних людей советского кино и русской литературы: прожигателя жизни в кризисе и порядочного человека в затруднительных обстоятельствах. В Александре Петрове узнаются черты Олега Янковского из романтической комедии «Влюблен по собственному желанию», а Андрей Бурковский напоминает Олега Басилашвили одновременно из «Вокзала для двоих» и «Осеннего марафона». И сравнение это возможно потому, что в нем не проигрывают ни Петров, ни Бурковский.
Сериал не сосредотачивается на двух героях, другие персонажи не менее выпуклые. Чего стоит гротескная роль Александры Ревенко, сыгравшей влюбленную и капризную невесту ресторатора и приятеля обоих братьев (Антон Васильев), или сильная женщина-продюсер, по-бабьи влюбленная в раздолбая Егора, в исполнении Анны Невской.
Реальность в сериале максимально приближена к реальности настоящей, для кого-то ежедневной. И когда-то это смешно до колик, а когда-то горько, но всегда точно. Вот Егор, доедая попкорн в пустом зале кинотеатра «Октябрь», лениво сдает пустую тару стоящей над душой уборщице-таджичке. Вот его в спину толкает внезапный гомофобный всплеск охранника больницы. Вот семья выключает свет в съемной квартире, чтобы хозяйка, пришедшая за деньгами, не подумала, что они дома. Все точно, все про нас. И линия про ВИЧ, главнейшая и болезненная, была написана после консультаций с директором фонда «СПИД. Центр» Антоном Красовским – здесь уж точно ошибаться и пороть отсебятину никак нельзя.
В умении раздвинуть пространство, не пожалеть времени на не всегда важные с точки зрения сюжета, но определенно атмосферообразующие детали, острые, смешные, настоящие, и проявляется оптика Крыжовникова. Этакая новая сериальная искренность, когда посвятить время неловкому отодвиганию стула важнее, чем сунуть в эту минуту страстный монолог и двадцать событий.