О России с любовью: новый образ русского в Голливуде
45951
» »
Рита Железнякова20 августа 2015, 14:01
Благодаря Гаю Ричи, снявшему великолепный старомодный боевик про шпионов, в голливудском кино появился русский, на которого приятно посмотреть. Кэгэбэшник Илья Курякин из «Агентов А.Н.К.Л.» высок, красив, отлично тренирован и по-мальчишески несдержан. Он не уступает в профессионализме симпатичному агенту американской разведки Наполеону Соло, а как личность даже интереснее.
У русского агента за плечами детская драма (папа сгинул в ГУЛАГе, мама пошла по рукам) и трудности с управлением гневом. Курякин постоянно стоит перед моральным выбором, а это состояние, как известно, определяет дальнейший духовный рост. Он оснащен передовыми шпионскими аксессуарами. Он осведомлен, как сочетать Dior и Paco Rabanne. Он тонко вырисовывает романтическую линию с прелестной Габи. Он отказывается пить водку. Он совершенно не похож на тех русских, которых мы знаем по голливудскому кино: не тупой и агрессивный, а сексуальный и неплохо образованный.
Образ русского человека в американском кино, если не считать экранизаций классики, чаще всего ограничивался недалекими мафиози и представителями власти. В холодной войне Россия представляла угрозу, и образы русских на экране в полной мере эту угрозу символизировали.
Симпатичные русские в голливудских фильмах все же встречались. И это было порой тесно связано с развитием русско-американских отношений. Вспомним?
«Красная жара»
Русский: Арнольд Шварценеггер в роли советского милиционера – что может быть смешнее?
Сам Арнольд посчитал так же, решив, что с помощью «Красной жары» немного отойдет от приевшегося образа непрошибаемого супергероя.
Фильм Уолтера Хилла 1988 года – символ укрепления советско-американских отношений горбачевского времени – хоть и не получил большую кассу в Америке, зато в России стал культовым, в основном благодаря абсурду происходящего, видеосалонам и ужасающему русскому языку. Монолог «Какие ващи доказательства? – Кокаинум!» вошел в историю.
Чтобы отснять некоторые «советские» эпизоды, съемочная группа Red Heat приезжала в Москву, где Шварценегер «работал» в Сандуновских банях и на Красной площади. Это был первый случай, когда западной кинокомпании разрешили снимать в самом центре столицы.
«Армагеддон»
Русский: советский космонавт Лев Андропов в шапке-ушанке, обаятельный и невменяемый.
Фильм Майкла Бея вышел в 1998-м, как раз когда состоялся запуск Международной космической станции. Команда американских бурильщиков под руководством Брюса Уиллиса пытается спасти Землю от гигантского астероида. Чтобы до него добраться, им приходится совершить дозаправку на советской орбитальной станции «Мир», где уже полтора года сидит ошалевший от одиночества полковник Лев Андропов.
«Порок на экспорт»
Русские: русский мафиози в исполнении Вигго Мортенсена и акушерка Анна в исполнении Наоми Уоттс.
Это первый фильм Дэвида Кроненберга, который режиссер снял не в родной Канаде. Основные съемки «Порока на экспорт» проходили в Англии. Сценаристы ответственно подошли к изучению русского криминального мира, а Вигго Мортенсен, чтобы вжиться в роль, путешествовал по России, доехал до Урала, почитал книжки про тюремные татуировки и воров в законе, а также внимательно посмотрел фильм «По прозвищу Зверь».
Отношения России и США в год выхода фильма (2007 год) стали накаляться, но это не помешало Кроненбергу заменить поднадоевшую американскую и итальянскую братву на русских воров в законе. Фильм стал хорошей попыткой показать не карикатурных русских, хотя без стереотипов вроде борща на праздник не обошлось.
Есть женщины в русских селеньях
Отдельно хочется упомянуть женские образы. Это и Татьяна Романова, которую играла итальянка Даниела Бианки из второго фильма бондианы From Russia With Love, русская шпионка Солт в исполнении Анджелины Джоли, суперагент Наташа Романофф в исполнении суперсекси Скарлет Йоханссон в «Железном человеке»... Нельзя не вспомнить экранизации классики: Лив Тайлер в роли «онегинской» Татьяны, Софи Марсо и Киру Найтли в роли Анны Карениной. И наконец, восхитительная, лживая, авантюрная героиня Сигурни Уивер в «Сердцеедках», которая одно время очень смешно прикидывается русской.
Действительно, один из немногих за последнее время фильмов о русских шпионах, где они изображены не узколобыми тупицами в ушанке, с борщом и медведями, а интеллигентными (да-да, это забытое сегодня слово), образованными, эстетически и культурно подкованными людьми. Словом, аплодирую господину Ричи за многослойность личности русского шпиона.