Рита Железнякова

Рита Железнякова,
редактор и журналист, последний романтик планеты Земля

Экранизации бестселлера Пулитцеровского лауреата Донны Тартт ждали, как нового айфона. Еще бы, такой мощный роман, в котором сплелась диккенсовщина, травма, повлиявшая на всю жизнь, серьезный внутренний конфликт, любовь к искусству и знаки.

Что ж, «Щегол» стал еще одним фильмом, который не обладает жизнеспособностью вне контекста романа. Тот, кто книжку не читал, увидел линейную историю жизни Теодора Деккера, мальчика, который потерял маму во время теракта в Метрополитен-музее. Тот, кто Тартт обожает, ждал и не дождался внутренней драмы, опустошившей душу главного героя, превратившегося из обычного мальчишки с отличной мамой в неприятного щеголя, наркомана и блестящего знатока искусства. Роман Донны Тартт плотный и в самом деле очень визуальный, так что воссоздать мир, окружавший мальчика Тео, оказалось возможно, но его внутреннего надрыва, его одержимости, страхов, страсти к саморазрушению, мук выбора так и не удалось передать. Фильм критики назвали птицей со связанными крыльями, и понятно почему: внешне история Теодора рассказана точно, но ее словно лишили жизни.

К счастью, есть отличные экранизации, которые даже затмевают собой книжки. Их и вспомним.

«Талантливый мистер Рипли»

Мы мгновенно вспоминаем не роман Патриции Хайсмит, а красивого, как бог, Джуда Лоу, который поет неаполитанскую песенку. За его героем Дики, прожигающим жизнь на Амальфитанском побережье, приехал присматривать Том Рипли, тихоня, завистник, хитрец и, как выяснилось, гениальный преступник. Том срежиссировал тончайшую рокировку и встал на место богатого сынка, влюбленного в жизнь, сожрав беднягу Дики, как пешку.

Патриция Хайсмит написала далеко не один роман, посвященный противоречивому преступнику Тому Рипли. Экранизаций тоже было несколько. Но только Мэтт Дэймон со своей скованностью неудачника, улыбкой на одну сторону и припухшими глазами воплотил идеального Рипли.

«Дневник Бриджит Джонс»

«Дневник Бриджит Джонс» – тот случай, когда на основе легкомысленного бульварного романчика на один раз сняли фильм-утешение для всех неудачниц, толстух и временно воображающих себя таковыми. В книжке Хелен Филдинг нет очаровательного губошлепства Рене Зеллвегер, ее прелестных, слегка раздражающих ужимок. В романе даже мистер Дарси маячит где-то на заднем плане в неизменном дурацком свитере. А в фильме, как мы помним, это лучший мужчина на свете с аристократичными манерами и в классном пальто.

«Дьявол носит Prada»

Книга Лорен Вайсбергер на какое-то время стала бестселлером, но по успешности и народной любви она не идет в сравнение с фильмом. Кино про начинающую журналистку Энди, попавшую в самый центр воронки под названием модный журнал «Подиум» (прототипом которого, конечно же, служил Vogue), обожают миллионы девушек. Энн Хэтэуэй прекрасно справилась с ролью старомодной умницы, превратившейся в гламурную фифу. А великая и ужасная Миранда Пристли? Персонаж, который стал культовым. Мерил Стрип с блеском соединила в нем Круэллу Де Виль, Анну Винтур и внезапную щемящую уязвимость.

«Бойцовский клуб»

В некоторых случаях исходный литературный материал уступает киноадаптации, и это признает даже сам автор. Не самая удачная книга Чака Паланика превратилась в культовый фильм, который уже двадцать лет обрастает фанатскими теориями и модными обзорами на тему «одеться в стиле Тайлера Дердена». Маскулинный, анархистский, двойственный и до сих пор не разгаданный «Бойцовский клуб» подарил нам два классных образа: фантомного Брэда Питта и готически-туманную Хелену Бонэм Картер.

«Унесенные ветром»

Классика, проверенная временем, великая экранизация великой книги. Роман Маргарет Митчелл и фильм Виктора Флеминга не вступают в конфронтацию, а тихо и мирно сосуществуют рядом. Читай, смотри или делай то и другое одновременно – все равно не испытаешь чувства противоречия. Скарлетт, сыгранная красавицей Вивьен Ли, по мнению многих, полностью совпала с книжной героиней: ирландская кровь бурлит, зеленые глаза сверкают, страсти кипят.

«Молчание ягнят»

Факт не такой уж и общеизвестный: знаменитый триллер про высокоинтеллектуального маньяка снят по одноименному роману Томаса Харриса. У книги и фильма есть одно большое отличие. Читая Харриса, приходится признать, что проницательный психопат и серийный убийца вызывает симпатию большую, чем сотрудница ФБР Кларис Старлинг. В картине наши симпатии изначально на стороне Джоди Фостер, вступившей в психологическое противостояние с умнейшим монстром.

«Горбатая гора»

История внезапной близости двух работников ранчо в исполнении Хита Леджера и Джейка Джилленхола оказалась такой нежной и грустной, что хоть и произвела эффект (все-таки квир-драма, все-таки 2005 год), но не вызвала масштабной агрессии. Удивительно, что протяженное во времени повествование на бумаге занимает совсем немного страниц. Фильм снят не по роману, а всего лишь по рассказу Энни Пру.

«Безумно богатые азиаты»

Бестселлер Кевина Квана про привлекательную американо-китайскую профессоршу, получившую приглашение от своего парня посетить его родной Сингапур, читать увлекательно с точки зрения исследования азиатского бомонда. Но кино гораздо обаятельнее за счет очень смешной Констанс Ву и Аквафины, играющей ее эксцентричную подружку. Бойфренд девушки оказался принцем и одним из богатейших людей Юго-Восточной Азии, так что для съемок в фильме собрали горы дизайнерских вещей. Глядя на этот шик, блеск и золотых драконов, сразу становится понятно, почему Dolce & Gabbana не парятся по поводу проседания на азиатском рынке.