Начинать всегда сложно даже самым талантливым из нас. Журналист и сценарист Наталья Белюшина доказывает это в цикле статей о дебютных ролях знаменитых актеров советского кинематографа. На этот раз вспоминаем, как зажигалась звезда Маргариты Тереховой.

Наталья Белюшина

Наталья Белюшина,
журналист и сценарист

Не самые талантливые фильмы иногда более красноречиво свидетельствуют о переменах в настроениях общества и власти, чем культовые, хотя представляют какую-то ценность только как незначительные факты значительных биографий. Если бы не было фильмов, упомянутых ранее, по большому счету никто бы ничего не потерял. Но бывает и так, что кино, которое осталось где-то на задворках сознания массового зрителя, особенно современного, ничем не уступает общеизвестному и признанному. В таком фильме снялась в свое время Маргарита Терехова, актриса очень своеобразная, чью природу охотно использовали и в образах благородных (и не очень) дам, и оригинальных современниц. Телезрители предпочитали Терехову-Миледи, ценители кино – Терехову, которая играла у Тарковского и Авербаха.

Маргарита Терехова

Терехова дебютировала в 1965 году в фильме Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я!». У нее была роль не главная, но важная. Героем был персонаж Джигарханяна, физик, – в то время было модно снимать кино о физиках, это было типично; нетипично было то, что физик Артем совершенно не рвался на фронт и не мучился по этому поводу. На фронт отправилась его девушка (ее играла молодая Фатеева). Девушка погибла, и физик Артем всю жизнь о ней помнил. От перемены мест слагаемых поменялся результат: верность хранил мужчина. Несмотря на тему войны, фильм напрочь лишен соответствующего пафоса, никаких «за Родину, за Сталина»; это очень спокойное, очень европейское кино, без речей. Таня, героиня Тереховой, является герою посланницей прошлого. Когда-то маленькая девочка передала Артему прощальные слова незнакомой женщины в военной форме; девочка выросла, превратилась в Терехову, узнала на улице того самого человека и пошла за ним, как загипнотизированная, чтобы узнать: вернулась ли та женщина с фронта и был ли Артем ей верен, ждал ли (или поступил, как все, то есть забыл; так мать Тани забыла ее погибшего отца).

Маргарита Терехова

Странная девушка, следующая за персонажем по улицам города, – самые удачные кадры фильма. Артем уже почти был готов, следуя совету друга, который пленился Таней (и тем, как она танцует), «сбросить груз прошлого», влюбиться, начать с чистого листа, поскольку девушка ему встретилась на редкость очаровательная, свободная, красивая, загадочная. Намечалась как будто новая жизнь и маячила новая надежда. Но Таня оказалась частью прошлого, она тоже помнила войну. И хотела ответа: имели ли смысл данные когда-то обещания?

Первые роли, конечно, не всегда бывали выдающимися. Они как первые детские шаги – никогда не угадаешь, к чему они в итоге приведут человека. Тем занимательней проследить весь путь.