Пусть на улице первый снег, уходить в спячку не стоит. Мы нашли как минимум 5 поводов выбраться из-под теплого пледа и культурно провести время.
«Валентин Серов»
Где: Третьяковская галерея (Крымский Вал)
Когда: октябрь – 17 января
Та самая девочка в розовой кофточке, некогда запечатленная художником, теперь известна без преувеличений каждому. Картина «Девочка с персиками», а именно о ней и речь, в окружении других работ Валентина Серова – менее или более знакомых глазу – смотрит умиротворенно, но с некоторым любопытством на современных любителей искусства. Гости галереи рассматривают полотна как добрых знакомых и вспоминают каждый свое. Кто-то впервые увидел картину «Похищение Европы» в школьном учебнике, другому приятно узнать натюрморт Анри Матисса «Фрукты и бронза», на фоне которого расположился Иван Абрамович Морозов. Каждый выбирает свой сюжет, но не заглянуть на выставку будет ошибкой.
«Золото потомков Геракла»
Где: Исторический музей
Когда: октябрь – 7 декабря
Может быть, название выставки – «Золото потомков Геракла. Народы Прикубанья в VI в. до н. э. – III в. н. э.» – скорее погрузит в раздумья, чем вызовет желание бежать-вставать в очередь за билетом в Исторический музей. Расшифруем: у скифов, греков, сарматов и других древних народов были свои украшения из золота, которые, что удивительно, сохранились до наших дней! Только представьте, перстень с бирюзой, на котором изображена богиня Афина, кинжалы, инкрустированные гранатами и бирюзой, или золотой перстень с царским родовым знаком. Эти украшения стоит рассмотреть внимательнее.
Не забудем и о главном событии осени на выставочных пространствах – VI-й Московской международной биеннале современного искусства. Плюс к тем выставкам, о которых говорили в сентябрьском обзоре, добавим не так давно открывшиеся, но обязательные к посещению.
«Аниш Капур. Моя алая родина»
Где: Еврейский музей и центр толерантности
Когда: октябрь – 17 января
Первая персональная выставка в России Аниша Капура в Москве. Художник признанный влиятельный, известный, умеющий привлечь внимание, создать и достойно выдержать скандал и открывать новый, свежий, странный взгляд на современность. Для первой выставки в России выбрали только четыре работы. В первую очередь скажем о мобильной конструкции, подарившей название самой выставке, – My Red Homeland («Моя алая родина»). Это гигантская вращающаяся по кругу направляющая, убирающая красные восковые комья. Желтая полусфера «Убежище», и синий прямоугольник «Мое тело. Твое тело», и, конечно, 12-метровая металлическая зеркальная лента – первые ассоциации таковы, что вокруг странная, незнакомая реальность, но в ней стоит побывать.
«Ветрувианский человек»
Где: ГМИИ имени А. С. Пушкина
Когда: октябрь – 1 ноября
Специальным гостем биеннале стал художник Александр Пономарев. Что сказать, в данном случае и результат, и доступный глазу зрителя процесс подготовки проекта «Ветрувианский человек» оказались крайне любопытными. Для начала художник, развивая идею рисунка Леонардо да Винчи, оказался внутри гигантского ветроуказателя, прикрепленного к мачтам судна, находящегося посреди Атлантического океана. Перформанс начал жить. И в дальнейшем трансформировался в видеоинсталяцию в одном из залов ГМИИ имени А. С. Пушкина.
«Нет времени»
Где: Винзавод. Цех Белого
Когда: 24 сентября – 8 ноября 2015
Все про время и его восприятие собрали в творческих стенах Цеха Белого на Винзаводе под общим названием «Нет времени». Не один автор, а более 20, поэтому и средства исполнения разные, но первую скрипку играет все-таки живопись. Работы возвращают и в советский период, и заставляют посмотреть на утекающее время со стороны, и открывают то, что только предназначено стать тем самым духом времени. Так и рождается разговор разных по духу и стилю работ на одну всем близкую тему о том, что «Нет времени».