журналист
В наше время уже мало кого удивишь рисунками на теле. На первый взгляд, можно подумать, что татуировки – атрибут молодых ветреных людей, которые еще не до конца осознают, что эти рисунки останутся на их теле навсегда, а выводить лазером долго, больно, а в некоторых случаях невозможно. Тем не менее дети вырастают, так что сейчас, по статистике, могут похвастаться наибольшим количеством тату люди в возрасте от 30 до 49 лет. Если заглянуть в «Инстаграм*» и посмотреть на современных популярных блогеров, можно понять, что боди-арт популярен как никогда. Большие бьюти-бренды, такие как Fenty и NYX, выпускают в большом количестве и в разных цветах сильнопигментированные краски, которые позволяют проводить эксперименты на теле и не бояться, что рисунок надоест раньше, чем сотрется.
Татуировка стала еще одним способом самовыражения и украшения себя. Однако так было не всегда: это культурное явление прошло огромный исторический путь, прежде чем стать частью нашей повседневной жизни и предметом вдохновения дизайнеров.
Принято считать, что татуировки появились более 50 тысяч лет назад. При первобытном строе они означали принадлежность к определенному племени, роду, показывая социальный статус обладателя и имея магическую силу. Как показали исследования, особую значимость татуировки имели в Древней Японии, где они служили не только показателем семейного статуса, но и были частью обрядов. В Египте находили древние мумии, украшенные рисунками. В Древнем Китае рисунок на лице был одним из пяти самых частых видов наказаний. Также метили военнопленных и рабов, чтобы их проще было опознать. Греки, римляне использовали тату для подобных целей.
В эпоху Крестовых походов воины набивали крест у себя на груди, чтобы в случае смерти во время сражения их могли опознать и похоронить по христианским традициям. Арабы писали цитаты из Корана на теле в качестве защитного талисмана. В Европе татуировки были длительное время под запретом из-за того, что считались пережитком языческого прошлого, но в Викторианскую эпоху они все же распространились в Англии: даже у королевы Виктории был на теле рисунок тигра, сражающегося со змеей. В период Второй мировой войны нацисты татуировали жертв концлагерей. Не стоит забывать, что в тюрьмах люди также рисовали на своем теле и продолжают по сей день – это является частью тюремной культуры.
Таким образом, татуировки длительное время были наделены особым смыслом, причем в некоторых странах они воспринимались негативно. Когда на Западе случился масштабный всплеск молодежного движения в 1950–1960-е годы, рисунки на теле позиционировались как протест против общей культуры.
Первым среди кутюрье проявил интерес к татуировкам японский дизайнер Иссей Мияке, который посмотрел на них как на атрибут современной молодежной культуры. Внимание модельера привлекли студенческие протесты 1968 года, когда молодые люди во многих странах мира не постеснялись высказать свою позицию по поводу современного политического строя, положения женщин в обществе и проблемы расизма. Мияке хотел создать коллекцию не для «избранных», как это пропагандировала высокая мода того времени, а нечто доступное и понятное всем. В результате он выпустил осенне-зимнюю коллекцию 1971 года, которая не только навсегда вписала его в историю как авангардного модельера, но и расширила рамки традиционного понимания моды.
Тогда была представлена одежда, сочетающая в себе атрибуты западной и восточной культуры, а особенно выделились трикотажные майки, украшенные рисунками в виде лиц кумиров американской альтернативной культуры – Дженис Джоплин, одной из первых звезд, продемонстрировавших наличие тату на своем теле, ставшей символом духа хиппи, и Джимми Хендрикса. Эти изображения напоминали татуировки, выполненные в традиционной японской технике. Они впервые появились на показе мод. Все это было большим политическим высказыванием Иссея Мияке, который решил задать вопрос, насколько актуальны консервативные представления о теле и не пора ли их изменить. Нужно сказать, что он совершил очень смелый поступок: хоть дефиле и прошло в Нью-Йорке, дизайнер был родом из Японии, где татуировки были легализованы только в 1948 году и по сей день во многих частях страны имеют негативную ассоциацию с якудза – членами преступных синдикатов.
До Мияке трудно было вообразить, чтобы тату могли стать украшением или носителем скрытого смысла, который хочет донести дизайнер. После японца многие модельеры обратили свое внимание на рисунки на теле. Так, например, полупрозрачный топ Мартина Маржелы стал абсолютным хитом конца 1980-х.
В 1990-е курс на бунтарство в наряде и культ байкерской культуры вылились в тренд на тату. В 1994 году Жан-Поль Готье вдохновился на целую коллекцию, которую так и назвал – Les Tatouages, то есть «Татуировки», где смешались различные стили нанесения рисунков на тело. Показывать боди-арт в своей коллекции стало коммерчески выгодным: это привлекало молодежь. В этот период тату постепенно перестали ассоциироваться с негативом и больше были связаны со свободой выражать себя.
Вероятно, как отсылка к Маржеле и Готье появилась осенне-зимняя коллекция 2015 года модного дома Comme des Garçons Homme Plus, где тату пересеклись с граффити.
В 2017 году бренд вернулся к этой тематике и украсил одежду черными рисунками. На телесных лонгсливах татуировки смотрелись очень натурально. Это была отсылка к субкультурам и бунтарскому духу, который привносит разнообразие в наряд.
Сейчас марка, которая не переставая эксплуатирует тему тату, – это Vetements. Бренд основал грузин Демна Гвасалия, который использовал мотивы тюремных тату из постсоветского пространства, причем рисунки, которые чаще всего наносят политзаключенные. Таким образом дизайнер делает своей коллекцией мощное высказывание, которое будет понятно только «посвященным».
Особой популярностью пользуются колготки от Vetements и легинсы от DSQUARED2, которые придерживаются темы тату и являются простым способом украсить образ. Причем на телесные колготки рисунок нанесен настолько правдоподобно, что кажется, будто их обладательница действительно покрыла ноги рисунками.
Недавно также было трудно достать перчатки от марки Dries Van Noten, которые выглядели как кропотливая работа тату-мастера.
На Украине появился бренд одежды, главная фишка которого татуировки на одежде в самых разных проявлениях. В корсетах, платьях, свитшотах, боди от TTSWTRS нередко появляются звезды с мировыми именами: модель Ирина Шейк, блогер Кортни Кардашьян, певица Ники Минаж.
Татуировки для дизайнеров – это история, к которой они периодически возвращаются, как обращают свое внимание на все проявления искусства, чтобы привнести что-то интересное в свои коллекции, наполнить их дополнительным смыслом. Боди-арт – это и синоним улицы, бунта, байкерского направления, и переосмысление отдельных культурных явлений. Иногда татуировки являются просто способом дополнить образ в стиле бохо, что часто делают модники на музыкальном фестивале «Коачелла» в США.
Модная индустрия также постепенно приняла татуировки на телах моделей. Сейчас все реже манекенщиц заставляют замазывать тату тональным кремом во время работы, а часто даже акцентируют внимание во время съемок на этих рисунках, которые часто становятся дополнительной фишкой топ-моделей.
Стоит отметить, что у многих людей и сейчас остались предрассудки на тему татуировок, которые являются поводом косо посмотреть в общественном месте и составить негативное мнение о человеке. Правда, сейчас активно продвигается девиз «Мое тело – мое дело», согласно которому каждый может украшать себя как хочет. Признание татуировок чем-то обыденным не устраняет их глубокого смысла, а, наоборот, открывает пространство для самовыражения. Конечно, до сих пор остаются страны, такие как Северная Корея, Япония, Иран, ОАЭ, где по-прежнему неприемлемо использовать боди-арт как простое средство украшения тела. Однако общая тенденция в мире относительно татуировки скорее положительная: она является одним из проявлений художественного искусства.