Герои

Сергей Грибняков: «Культура Италии вдохновляет, учит видеть и ценить красоту»

Нона Дронова

доктор наук, профессор геммологии и автор книг о драгоценных камнях и ювелирных изделиях

Людям, которые много путешествуют, бывают на художественных выставках, интересуются культурой по велению души и в силу своей профессии, всегда есть что рассказать. Мы продолжаем цикл мини-интервью с владельцем сети ювелирных магазинов SUNLIGHT Сергеем Грибняковым. Сегодня тема нашей беседы – искусство Италии и значение искусства в жизни современного человека вообще.  

– Вы недавно были на выставке украшений в Италии. Почему творения ювелиров этой страны так любимы во всем мире?

– Если вырос среди красоты, культурного богатства Рима и других итальянских городов, то напитываешься этим, и все это отражается в том, что ты создаешь. Сильная художественная школа издавна отличительная национальная особенность Италии.

– В ассортименте SUNLIGHT есть коллекции итальянских ювелирных дизайнеров. Чем, как вы считаете, их творения отличаются от того, что создают дизайнеры других стран?

– У итальянцев богатое культурное наследие, вобравшее в себя декоративно-прикладные традиции античности, эпохи Возрождения, барокко, модерна, и сильна семейственность, преемственность, благодаря которой в ювелирных династиях чувство прекрасного и умение работать с драгоценными металлами и камнями словно бы передаются по наследству. В каком бы стиле ни были выполнены итальянские украшения, они всегда выглядят статусно и празднично, ведь мастера этой страны обожают тонкую работу, сложный декор, крупные формы и вставки. 

– А российский ювелирный дизайн?

– У него своя, уникальная история благодаря и искусству Древней Руси, и барочной роскоши творений Карла Фаберже, и советской ювелирной школе. Эти традиции, считаю, надо развивать, у них есть потенциал, хотя сейчас наши дизайнеры подвержены влиянию французских, итальянских и других ювелиров – мировых лидеров в силу большей медийности. Поэтому отечественные традиции немного выветрились. При Советском Союзе модели бриллиантовых изделий были со своеобразным узнаваемым стилем, солидные. Сейчас этот канон утерян. Наверное, это неизбежно: в наши дни из-за глобализации рынка все носят одно и то же.

– Вас вдохновляют архитектура, живопись, ювелирное дело Италии. А кино?

– Да, у меня есть любимый фильм режиссера Паоло Соррентино – декадентская драма «Великая красота». В ней два главных героя. Один – персонаж актера Тони Сервилло, журналист, писатель и светский лев, в свой 65-летний юбилей вдруг задумавшийся о смысле жизни. А другой – сам Вечный город: Рим в этом фильме не фон, не туристическое клише, а участник и в чем-то даже бесстрастный судья событий. В кадре и современный город, и античные памятники, и христианские. Кинолента получилась очень красивой. Вообще мне нравится творчество Соррентино. У него не бывает плохой картинки, каждую секунду хронометража она идеальная, живая, гармоничная. Талантлив каждый его фильм, который я видел.

Кадр из фильма «Великая красота» режиссера Паоло Соррентино
Фото из архива Сергея Грибнякова

– С мэтрами мировой культуры, заслужившими свои лавры, все понятно. А как быть молодым? Есть мнение, что художники могут стать невостребованными профессионально из-за развития цифровых технологий, ухудшения экономической обстановки, других причин. Вы согласны с этим?

– Считаю, что профессия эта будет востребована всегда. У художников просто появляются другие инструменты, задачи и сферы приложения своего таланта по запросам времени, как интернет-дизайн, например. Поэтому художники всем нужны: и промышленным и торговым компаниям, и разработчикам приложений. Так, разработать дизайн офлайн-магазина в хорошем агентстве стоит 5–10 млн рублей в России, а в Голландии – от 200 тысяч до 1 млн евро. У лидера российского рынка интернет-дизайна Артемия Лебедева сегодня стоимость заказа минимальная от 100 тысяч долларов. Как вы думаете, разве это не востребованность?

– Если человек с образованием художника, архитектора придет устраиваться к вам на работу, по каким критериям вы его будете оценивать – хорош он как специалист или не очень?

– Критерии такие же, как у преподавателей в художественной школе или профильном вузе: есть у кандидата какой-то вкус или нет? Как соблюдает пропорции, понимает творческие задачи, может выразить любую свою идею?

– А креативность, оригинальность ценится?

– Ну, этот навык, я считаю, в топе самых-самых, а если человек при этом еще и генерирует собственные идеи творческие, то таких вообще единицы, и они, конечно же, очень востребованы, и в интернет-дизайне, пожалуй, даже больше, чем в создании новых моделей ювелирных изделий.