При составлении и оформлении букета настоящий флорист будет учитывать не только красоту и значение самих цветов, но и то визуальное впечатление, которое они производят на человека. Правильный подбор цветовой гаммы, а при необходимости и цветового контраста, позволит создать не просто букет или цветочную композицию, а настоящее произведение искусства, изюминку для любого праздника, акцент для любого случая.
Флористика учитывает множество аспектов: гармоничность и контрастность тонов, их насыщенность и теплоту
Спектральный круг Иттена
При подборе цветовых оттенков для композиции из цветов не надо изобретать велосипед, на помощь флористу придет спектральный цветовой круг Иттена. В нем присутствуют 18 цветов, которые подразделяются на три категории:
- базовые, или цвета первого порядка: красный, синий и желтый;
- получаемые смешиванием базовых цвета второго порядка: например, зеленый, оранжевый, фиолетовый;
- получаемые смешиванием базового и цвета второго порядка цвета третьего порядка: например, желто-зеленый, желто-оранжевый, сине-фиолетовый.
Благодаря кругу Иттена флорист может, даже не видя приготовленных бутонов, оценить степень их гармоничности или контраста между собой. В зависимости от случая также выбираются активные или пассивные цвета. Относящиеся к активным тонам желтый и красный — яркие, привлекающие внимание акценты, в то время как пассивный зеленый и синий не производят столь эффектного впечатления и быстро забываются.
Теплые или холодные, светлые или темные?
И этот аспект обязан учитывать флорист, особенно работающий над интерьерными цветовыми композициями:
- теплые красные, оранжевые и желтые тона визуально приближают предметы; холодные синие, зеленые и фиолетовые отдаляют;
- во избежание безликости при составлении флористической композиции не стоит использовать только теплые или только холодные оттенки;
- так как светлые цвета визуально расширяют пространство, букеты из светлых бутонов выглядят воздушнее и объемнее, чем из темных;
- если принято решение оформить праздничный букет из светлых и темных цветов, то темные не должны располагаться по краю, чтобы не было ассоциаций с траурной окантовкой.
Теплоту выбранной цветовой гаммы, насыщенность, светлые или темные тона необходимо учитывать и при составлении букета, и при цветочном оформлении жилых и общественных интерьеров, витрин магазинов.
Гармония или контраст?
Цветовой контраст может быть разным:
- сильный контраст — это использование в композиции цветов первого порядка. Довольно утомителен для глаза при длительном воздействии, но зато максимально эффективен при привлечении внимания;
- дополнительный контраст создается за счет лежащих напротив друг друга в круге Иттена цветов: желтый-фиолетовый, красный-зеленый, оранжевый-синий.
Для создания гармоничной, а не контрастной флористической композиции используется несколько приемов:
- трехцветная гармония, которая на спектре Иттена образуется путем вписывания в круг равностороннего треугольника (например, желтый, синий и красный) или равнобедренного (например, желтый, сине-фиолетовый и красно-фиолетовый);
- четырехцветная гармония: в круг Иттена вписывается квадрат или прямоугольник;
- пятицветная гармония образуется из трехцветной добавлением нейтральных белого и черного;
- шестицветная гармония: в спектральный круг Иттена вписывается шестиугольник. В букетах, например, часто используется такая комбинация из желтого, оранжевого, красного, зеленого, синего или фиолетового тона.
Можно создать гармоничный букет и проще, используя родственные цвета: те, которые в спектре Иттена лежат между двумя базовыми цветами
Работая над флористической композицией, мастер должен не только подобрать красивые цветы, он обязан учитывать многие факторы. Грамотно составленная композиция способствует приятному восприятию, а не вызывает напряжение и раздраженность. В завершении предлагаем посмотреть интересное тематическое видео о колористике во флористике: