Меха пришли в европейскую моду вместе с варварами. Ни древние греки, ни римляне, ни египтяне мехами не увлекались. Века прошли до того, как мех стал классовым признаком и символом чести. Во времена императора Шарлеманя леса Европы кишели зверьем. Поймать лисицу, бобра, куницу или соболя не составляло труда. Первым знатным мехом стал горностай – белый зверек с черным хвостиком. Сотни шкурок шли на необъятные королевские мантии. Хоть у нас горностай и ассоциируется со скипетром и державой, его модное бытование перешло границы дворцовых садов. В галантном XV веке им украшали маскарадные костюмы и зимние прогулочные салопы. В веке XIX-м романтики увлекались горностаем как мехом рыцарства, а период «бель эпок» характерен тальмами и бальными накидками, сплошь покрытыми горностаем. Курьезен конец этой самодержавной моды: в 1910-е годы он стал «детским» мехом, и им отделывали детские зимние муфты и кашне.

Вторым в меховой иерархии стоит соболь, которым всегда славилась Сибирь. В эпоху боярской Руси соболями расплачивались вместо денег, их включали в приданое боярышень и княжон. Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина Великая также жаловали собольи шубы, а период Александра II характерен собольими палантинами и ротондами.

Российская императрица Елизавета Петровна
Российская императрица Елизавета Петровна

Российская императрица Екатерина II Великая
Российская императрица Екатерина II Великая

Интересно, что в зимнем женском платье мех использовался исключительно в виде оторочек или подбоя, а шубы мехом наружу были уделом лишь мужчин, например, извозчиков. В средние века высоко ценились куница, хорек и бобер. В эпоху готики зимние суконные платья подбивали белкой. Ренессанс принес огромный интерес к живой природе, и меховые воротники на манто «шамарра» стали невероятно популярными. В те времена мех стал почти исключительно мужским материалом. Лишь в XVIII веке появились первые женские шубы мехом наружу. Благодатнейшая пора для меховых аксессуаров настала в следующем, XIX веке. Меховые боа, муфты, ботики, воротники и горжетки были в большом почете на радость постоянно мерзнущим дамам в муслиновых платьях эпохи ампир. Скорняжное ремесло достигло невероятного мастерства в эпоху модерн, когда в моду вошли меховые изделия, комбинировавшие гладкошерстный мех с длинноворсным, например, каракульчу с соболем, горностая с прозаичным бараном.

Популярной новинкой начала нашего века стал мех шиншиллы. Мягкая мездра и бархатисто-серый отлив меха сделал ее королевой палантинов и этоле. Русские кинозвезды начала века – Вера Холодная и Вера Каралли – славились шиншилловыми вещицами.

Звезда немого кино Вера Холодная
Звезда немого кино Вера Холодная

Актриса и балерина Вера Каралли
Актриса и балерина Вера Каралли

Первая мировая война ввела в моду мех котика и крота. Меховое дело расцвело бы в России, если бы победившие большевики не нарекли мех «буржуазным предрассудком». Эпоха ар деко принесла невиданный доселе вид мехов. В 20-е годы невероятно популярным стал мех диких обезьян, торчащий в разные стороны, очень косматый, а оттого – джазовый. В 30-е тон в моде задавался Голливудом, и длинноворсные меха были в большом почете. Из чернобурок и песцов делали хорошо нам всем знакомые горжетки с мордочками из папье-маше, стеклянными глазами и пружинным защипом в пасти. В эпоху Второй мировой войны в моду вошли короткие женские шубки с подкладными плечами. Волна африканского экзотизма накатила на подиумы в 50-е годы: леопарды, пантеры, зебры украшали одежду в стиле сафари. А 60-е годы отмечены повальным увлечением практичным и роскошным мехом норки. Каких только цветов ее ни выводили – голубую, белую, янтарную. Масла в огонь подлила американская кинозвезда Дорис Дей в фильме 1962 года «Прикосновение норки».

Хотя знаменитая русская создательница моды в Нью-Йорке Валентина Санина утверждала: «Норка – для футбола, а для настоящей леди – только соболь». Я сам до сих пор считаю норку довольно пролетарским мехом, и ценю, когда женщина носит мех с апломбом

 

Кинозвезда Дорис Дей
Кинозвезда Дорис Дей

 

Мэрилин Монро
Мэрилин Монро

На закате пресыщенного ХХ века меха в своем первозданном виде встречались все реже и реже. Бритые и щипанные, крашенные в невероятные анилиновые цвета, они символизируют декаданс конца второго тысячелетия.

Меха стали символом богатства и процветания. В рекламах меховых фирм снимались Элизабет Тейлор и Марлен Дитрих, Софи Лорен и Рудольф Нуреев. И даже защитница животных Бриджит Бардо любила в молодости закутаться в мягкие меха. Но кто в молодости не совершал досадных ошибок?

Марлен Дитрих
Марлен Дитрих

Бриджит Бардо
Бриджит Бардо

Сегодня в производстве мехов произошли большие изменения, связанные с движением «Гринпис», которое запретило большому количеству поклонников меховых изделий в Западной Европе носить меха в открытую. Тем самым гринписовцы стараются уберечь поголовье дикого зверья от модниц, которые в мехах по сути не нуждаются. Поэтому скорняки XXI века создают меховые изделия, которые внешне на оригинальные шкурки зверьков уже не похожи. Редко используется оригинальный окрас животного, меха часто красятся в леденцовые или химические оттенки, выщипываются, выбриваются, расшиваются стразами, употребляются в лоскутной технике, и все для того чтобы сбить с толку защитников животных. И, если раньше была тенденция замаскировать синтетику под натуральный мех, то сегодня все встало с ног на голову: вы идете в натуральной дорогостоящей шубке, а окружающие уверены, что на вас синтетика.

Stella McCartney, осень-зима 2015/2016
Stella McCartney, осень-зима 2015/2016

Louis Vuitton, осень-зима 2015/2016
Louis Vuitton, осень-зима 2015/2016

Хорошо, когда мех по цветовой гамме подходит к вашим волосам. И естественно, что оттенки золотистой норки больше подойдут блондинке, чем брюнетке, а оттенки рыжей лисицы будут лучше смотреться на женщине с огненно-рыжими волосами. Тут надо понимать, что меха вообще больше всего идут седым женщинам.

Юная девушка в мехах всегда выглядит смешно и, самое ужасное, на мой взгляд, выглядит содержанкой, а это как раз та реакция, которую барышня в приличном обществе никогда не должна производить. Чтобы не выглядеть дорогостоящей фифой, нужно надевать меха ко времени и к месту

Я уверен, что меху нет места на эскалаторе метро, как нет места и в общественном транспорте. Если на вас соболь или шиншилла, пользуйтесь личным автомобилем и не смущайте людей на улице.

Christian Dior, осень-зима 2015/2016
Christian Dior, осень-зима 2015/2016

Max Mara, осень-зима 2015/2016
Max Mara, осень-зима 2015/2016

Эпоха наступившего кризиса не будет эпохой огромной популярности меховых изделий. Преимущество нынче у пуховиков, которые зрительно прибавляют вес и увеличивают объем. И, несмотря на порой простецкий вид, стоят такие пуховики немалых денег.

Для дам, которые все-таки отдают предпочтение шубам, дизайнеры придумали драное направление в меховом производстве. Меха зимы-2015/2016 – это меха этнического толка, а именно овчина, козлик, лисица, енот… Мех при этом используется только в отделке манжет, капюшона, воротника – в случае создания шубки целиком из меха овчины или лисицы сходства со снежным человеком не избежать. Основная часть шубы должна представлять собой печворк из разноцветных кожаных лоскутов или деталей из кожи теленка, что приблизит ее к алеутскому или эскимосскому костюму. Но при ощутимом неприятии в нашей стране народных фольклорных костюмов как таковых я с трудом представляю себе россиянку, которая променяет своего баргузинского соболя на курточку с капюшоном из овчины, выполненную в лоскутной технике.

Proenza Schouler, осень-зима 2015/2016
Proenza Schouler, осень-зима 2015/2016

MSGM, осень-зима 2015/2016
MSGM, осень-зима 2015/2016

Как правильно носить шубу этой зимой? Советы от Александра Васильева:

  • Не надевайте шубу с босоножками
  • Не нарушайте пропорции фигуры шубой не по размеру
  • Поскольку шуба – предмет роскоши, не носите ее с джинсами, это ее простит, твидовые брюки гораздо элегантней
  • Не мешайте мех, надевая под него вещи с леопардовым принтом, – это вульгарно
  • Из-под вашей шубы никогда не должна торчать юбка, идеальная длина верхней одежды – чуть ниже длины юбок, которые вы носите
  • Слишком длинная шуба – признак вульгарности.

Michael Kors Collection, осень-зима 2015/2016
Michael Kors Collection, осень-зима 2015/2016

 

Tom Ford, осень-зима 2015/2016
Tom Ford, осень-зима 2015/2016