Мария Панова

Мария Панова,
врач-невролог, топ-блогер ЖЖ

Хотите, чтобы вас считали умными, – читайте книги. Это нехитрое правило мы узнали еще в детском саду, а теперь, став взрослыми, периодически испытываем острое чувство вины или стыда, потому что читаем мало или «не то».

Мой муж плохо воспринимает напечатанный текст. Однажды он признался, что считает себя кем-то вроде умственно отсталого, потому что предпочитает слушать (и слушает каждый день) книги в аудиоформате. «Это ведь совсем не то, что настоящие книги!» – посетовал он, чем очень меня удивил.

Людей, которые регулярно читают, очень мало. Особенно если сравнить статистику сегодня и, скажем, лет пятьдесят назад. Причина – вовсе не тотальное поглупение населения нашей планеты, а появление других способов получать информацию. Нужные сведения можно загуглить и посмотреть в виде инфографики, видеоролика или даже смешного мема. Чаще всего нужный факт находится в течение нескольких секунд, для этого не нужно идти в библиотеку и читать нужную статью от начала до конца.

Вот что говорит о ситуации с книгами литературный критик Галина Юзефович: «По самым смелым прикидкам, в России около половины читателей не читают ни одной книги в год… В среднем одна книга может претендовать на 3 750 читателей». Теперь вспомним, сколько читателей претендуют на ежедневные новости в блоге (около шести миллионов подписчиков), и сделаем выводы.

Значит ли это, что если вы за полгода прочитали всего одну книгу, то ваш интеллект стремительно снижается? Нужно ли непременно читать и перечитывать «Войну и мир» и другие серьезные произведения классиков, чтобы развивать мозг? Ничто не заменит чтение книг – так ли это? Давайте разбираться в мифах о пользе чтения для развития личности.

Миф № 1. Есть умные и глупые книги

Достоевский писал умные и полезные книги, а Гузель Яхина создала исторически недостоверные романы, которые очерняют непростое прошлое нашей страны. Вот белое, вот черное. Вот полка с полезными книгами, а вот – с вредными. Ничего не напоминает?..

В романе «Книжный вор» Маркуса Зузака, который повествует о жизни простых людей в Германии в годы Второй мировой войны, есть яркая сцена. Городская администрация делит книги на «хорошие» и «плохие». Плохие сжигают на центральной площади. Но одна девочка сомневается в выборе, который сделали за нее, хватает обгоревшую книгу и прячет ее под полой пальто. Так она утверждается в мысли, что не хочет иметь ничего общего с фашистским режимом, хотя бы потому что ей не позволяют узнать новую историю и самостоятельно понять, нравится ей книга или нет.

Какой-нибудь книжный бестселлер покажется филологу с огромным профессиональным стажем пустышкой, не стоящей внимания. Та же книга станет откровением для девочки-подростка: она узнает, что похожие проблемы есть и других ее ровесников, и научится просить близких о помощи. Все мы презрительно фыркаем при упоминании «шедевров» Донцовой или Коэльо, но эти книги могут сослужить хорошую службу семилетнему ребенку, который учится читать.

Все в этом мире относительно. Ищите те книги, которые окажутся хорошими именно для вас: они должны вызывать эмоции, заставлять обдумывать тот или иной поступок героев, анализировать сюжетные ходы и «слои» истории, которые не спрячутся от внимательного взора.

Миф № 2. Книги – хорошо, кино – плохо

Я знаю одного киномана, который отлично разбирается в истории кино, умеет увлекательно рассказывать о языке образов, привычном тому или иному режиссеру, о секретах работы операторов и многих других штуках, что оказываются едва ли не интереснее сюжета фильма. Так вот, он считает себя необразованным человеком и «деградантом». И все потому, что любит и умеет смотреть разное кино, а вот книги заставляют его засыпать.

Убеждения вроде «книга – лучший друг» устарели где-то полвека назад. Тогда новые фильмы выходили не так часто, Интернета вовсе не было, а потому книга оставалась единственным способом как-то создавать своему мозгу обогащенную среду. Сейчас все не так. Видеокурс по истории кино и новый роман Водолазкина одинаково «питательны» для вашего мозга, потому что и то и другое заставляет запоминать, анализировать, сопоставлять факты, испытывать эмоции и получать новый опыт.

Миф № 3. Читать нужно не для удовольствия, а для «общего развития»

На этом принципе строится вся учебная программа по литературе в России. Детям предлагают понять психологию взрослой женщины из высшего общества ХIХ века в романе «Анна Каренина», продраться через невыносимо нудные описания военных действий в «Войне и мире», а на закуску  насладиться депрессивным творчеством Достоевского, разобравшись во всех морально-нравственных перипетиях и не забыв учесть «видение автора», которого вообще-то нельзя назвать психически здоровым.

Нужно обладать стальной волей и невероятным терпением, чтобы после такого курса молодого бойца сохранить способность получать удовольствие от чтения. Именно поэтому не имеют смысла списки вроде «Сто книг, которые нужно прочесть каждому», равно как попытки ориентироваться на школьную программу, лауреатов литературных премий и категоричные оценки литературных блогеров.

Молодая женщина, которая с детства привыкла читать, с радостью включит в свой персональный список романы Рубиной, потому что ее не пугает неторопливый ритм повествования, а обдумывать символы и неочевидные смыслы для нее одно удовольствие. Подросток выберет «Гарри Поттера» и детектив с элементами фэнтези. Пенсионер с радостью приступит к последовательному знакомству с циклом книг о Фандорине.

Делайте то, что нравится

Нет никаких книг «для общего развития», как нет универсального учебника, который помог бы воспитать развитую личность и хорошего человека из любого ребенка. Просто читайте, если любите это дело. А если не любите, попробуйте аудиокниги: по статистике, которую приводит Галина Юзефович, большая часть людей открывает для себя этот вид «чтения» и им нравится, хотя до того они не читали вообще.

Впрочем, даже если вы не читаете, это не значит, что вы непроходимо глупы. Современный мир предлагает тысячи возможностей создания обогащенной среды для мозга – так пользуйтесь теми, которые вам интересны. И пусть скучный роман Чернышевского «Что делать?» на уроках литературы станет просто призрачным воспоминанием, а не символом образованности.