Ценности

Почему demi-fine jewellery теряет свои позиции

Совершенно незаметные, крошечные, миниатюрные ювелирные украшения медленно, но верно теряют...

Совершенно незаметные, крошечные, миниатюрные ювелирные украшения медленно, но верно теряют свои былые боевые позиции. Причин здесь несколько. Во-первых, очевидное перенасыщение драгоценного рынка этими обаятельными и симпатичными предметами – пусетами, маленькими девичьими колечками, миловидными брошками формата pin, едва заметными колье-цепочками с крохотным камешком в центре. Во-вторых, подобные вещи, как выяснилось с течением модного времени, довольно плохо способны демонстрировать публике важные, ключевые вещи: хорошие камни, мастерство ювелиров, коды, ДНК самой марки. Для всего этого не хватает элементарного, а именно просто очень хорошего размера. И наконец, в-третьих, в ближайшее время снова станут популярными, грубо говоря, наследные, фамильные, «семейные», очень знаковые, во всех смыслах весомые драгоценности, которые всегда существовали как раз в довольно солидных размерах. Светское общество, модники возрастные и юные, из социальных сетей, будут обращать свое внимание на классические переиздания шедевров исторических ювелирных компаний вроде Alhambra Van Cleef & Arpels, Panthere de Cartier или Lily Cluster от Harry Winston.

Моду на крошечные украшения завели, кстати, вовсе не в ювелирном, а в модном доме – во французском доме Dior, когда двадцать с лишним лет назад там выпустили обаятельную линейку Mimirose. Это были едва уловимые рукой и на руке подвижные кольца, созданные из цепочек с миниатюрным драгоценным камнем в центре (бриллиант, рубин, изумруд). Также в инновационную коллекцию были включены крошечные сережки и исключительно маленькие колье. Прелестная и неожиданная коллекция, которую создала бессменный ювелирный дизайнер марки, божественная рыжеволосая фешен-дива Виктуар де Кастеллан, была переиздана совсем недавно – к 20-летию пребывания художницы на своей ответственной творческой позиции. Понятно, что с помощью легковесных и легкокрылых украшений Mimirose марка Dior пыталась привлечь к себе внимание самых молодых покупательниц, буквально школьниц. Позднее домом Dior было представлено и еще одно подобное собрание – коллекция Oui (что переводится как «Да!»), также сегодня претерпевшая совершенно незначительную реновацию. Однако такие крохотные вещи 20 лет назад еще не получили своего покупателя и не пользовались заметной популярностью: публика все-таки по старинке справедливо полагала, что хорошая, настоящая, истинная драгоценность должна непременно иметь и вес, и размер. Ее должны видеть, замечать, отмечать, о ней должны говорить, дискутировать, ею должны восхищаться.

Однако после международного финансового кризиса 2008 года, когда часовые марки были вынуждены оставить все рискованные эксперименты с формой и содержанием, ювелирные компании всерьез задумались: чем же можно приманить обеспокоенного покупателя? Какой прелестный крючок ему надо закинуть, чтобы он среагировал и приобрел вещь? Понятно, что область high jewellery в той сложной экономической ситуации особенно пострадать не могла: «высокие» ювелирные украшения все-таки это предметы, в которые привычно вкладывают не только эмоции, но и деньги. И вот марки обратились к украшениям очень принципиально малого веса и размера, которые оставались фирменными, марочными вещами, но стоили совсем недорого. Дополнительный секрет популярности таких ювелирных работ заключался и еще в одной хитрости: это были драгоценные вещи, которые – как сезонную моду – можно было часто менять.

Так, к примеру, у застрельщика всех трендов французского дома Cartier появилась простейшая, как молекула, линейка Diamants Legers, в которой были показаны легчайшие колье, едва заметные серьги, сотуары и тоненькие браслеты из белого и розового золота с белыми бриллиантами. Милые, очень простые, но стопроцентно фирменные (да-да, из той самой легендарной красной, с золотым тиснением коробочки Cartier), они разлетались как вкусные горячие пирожки.

Швейцарский дом Chopard, давно и славно объединяющий в себе ювелирное и часовое производства, счастливо имел в своих давних исторических архивах выдающуюся концепцию Happy Diamonds, она же «Плавающие бриллианты». Благодаря этой мобильной и подвижной концепции, придуманной в 1976 году дизайнером Рональдом Куровски, ювелиры марки могли предложить покупателю совсем легкие и очень недорогие ювелирные вещи. Что и было благополучно сделано с благословения вице-президента Chopard Каролины Шойфеле, ответственной за драгоценное производство дома. Бутики Chopard во всех ключевых регионах мира наполнились, к примеру, украшениями с лучезарными миниатюрными сердечками (крохотные колье, кольца, серьги) с «плавающими» белыми бриллиантами, а также со вставками из поделочных камней (малахит, лазурит) и цветного перламутра.

Удивительно, но даже такие исторически малоподвижные к любым общественно-социальным веяниям творцы, как ювелиры французской компании Van Cleef & Arpels, и те обратили внимание на важность наличия в ассортименте миниатюрных и совсем недорогих вещей. Мастера марки ответили драгоценным коллегам выпуском бюджетной линейки Perlee, в которую изначально входили только тоненькие, совсем узкие кольца, созданные из обаятельных золотых шариков. Дизайн колец Perlee, сделанных из желтого и розового золота, отсылал к драгоценным изделиям дома периода 1960-х годов. Позднее в Perlee появились и кольца с шариками из поделочных материалов, характерных для почерка этой выдающейся компании, а также браслеты различной ширины. Кстати, именно эта линейка уважаемого исторического ювелирного дома, которая ежегодно пополняется разнообразными, все более и более «богатыми» предметами, хорошо показывает актуальность исследуемой нами тенденции. Так, сегодня в некогда скромной и бюджетной линейке Perlee можно обнаружить солидные драгоценности, которые уже прекрасно показывают статус их владелицы. Мы имеем в виду ювелирные часы Perlee с очень сложной конструкцией (это часы с секретом, montre a secret), украшенные лазуритом (скромная модель) или паве из белых бриллиантов (парадная модель). Кроме того, в Perlee есть и почти массивные, убедительные колье-трансформеры. Таким образом, линейка Perlee Van Cleef & Arpels, начинавшая свой творческий путь как коллекция, условно говоря, для прелестных студенток, сегодня доросла до настоящих, состоявшихся богатых дам, которые приобретут эти вещи для выходов, к примеру, в Большой театр.

Конечно, полагать, что марки напрочь, насовсем откажутся от своих «маленьких» линий, не стоит: эти вещи привычно существуют в регистре. Однако социальный фокус ювелирных компаний, очевидно, будет направлен на продвижение куда более дорогих предметов: это будет заметно и по рекламным постерам, и по публичным презентациям, и, конечно, по новым драгоценным продуктам. Ювелирное будущее обещает быть крайне любопытным. К примеру, сможет ли тот же дом Van Cleef & Arpels вдохнуть еще одну, наверное, уже третью жизнь в свою культовую линию Alhambra, начинавшуюся в 1968 году как линейка для массового потребителя? Пока этот вопрос остается без ответа.

*Meta Platforms Inc (владелец Facebook и Instagram) — организация признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории России по решению Тверского суда Москвы от 21.03.2022.