Поговорим про жуковинья? С былинного на современный – про перстни и кольца. Причем интересуют нас украшения на картинах великих мастеров, готовясь позировать которым, персонажи и персоны скорее всего старались, наряжались и выбирали в средневековых шкафах и шкатулках лучшее и самое драгоценное. А как иначе? Для вечности же старались.

«Принц Хуррам», Абул Хасан

Год: 1616–1617

«Принц Хуррам», Абул Хасан

Что говорить, руки безразлично смотрящих на нас из далекого прошлого незнакомцев зачастую усеяны перстнями. Порой хотелось бы рассмотреть ближе, но художник расставил акценты иначе. Лишь внимательное отношение к полотну поможет понять, что не все украшения служат для украшения. Например, индийский художник-миниатюрист Абул Хасан изобразил двадцатипятилетнего принца Хуррама ценителем драгоценностей. Кольцо на картине достойно особого внимания. На большом пальце принца изображен перстень, необходимый для стрельбы из лука и подчеркивающий мужественность, волю и богатство.

«Портрет Лючины Брембати», Лоренцо Лотто

Год: 1518

«Портрет Лючины Брембати», Лоренцо Лотто

Мастер Высокого Возрождения Лоренцо Лотто после смерти оказался забыт. Однако в XIX веке о нем вспомнили, вновь открыли и вернули на пьедестал. Среди созданных художником портретов есть один, о котором стоит упомянуть в рамках данного обзора. Причина проста – кольцо на руке. «Портрет Лючины Брембати» просит нас остановиться и рассмотреть – заметить луну, детали костюма, расположение рук и кольцо на левой руке. Луна, подозревают эксперты, свидетельствует о том, что дама в положении (что также подтверждает расположение правой руки героини). Костюм, достойный отдельного изучения, подчеркивает принадлежность дамы к знатному роду. Реалистично переданная внешность – свидетельство, возможно, доброго знакомства художника и его музы. А вот кольцо на левой руке хранит в себе имя семьи, к которой принадлежит персона. Причем хранит настолько бережно, что тайна была раскрыта лишь в начале XX века. При особо внимательном рассмотрении был замечен на кольце герб семьи Брембати. А имя Лючина (Lucina) открывается при разгадывании ребуса: на фоне луны изображены буквы Cl, что вместе дает Lu-Cl-Na.

«Портрет инфанты Исабель Клары Эухении с карлицей Магдаленой Руис», Алонсо Санчес Коэльо

Год: 1585

«Портрет инфанты Исабель Клары Эухении с карлицей Магдаленой Руис», Алонсо Санчес Коэльо

Алонсо Санчес Коэльо – мастер парадного портрета. Персоны замирают на его холстах, охваченные величием, несколько скованные ритуалом и правилами этикета. Художник писал принцессу Изабеллу Клару Эухению неоднократно, выводя на холсте с ювелирной точностью каждую деталь изысканных, насыщенных украшениями костюмов. «Портрет инфанты Исабель Клары Эухении с карлицей Магдаленой Руис» сохранил память о том, что хранилось в шкатулках семьи. На портрете молодая девушка держит в руке камею с изображением ее отца. Остальные украшения принадлежат ее матери Изабелле де Валуа, скончавшейся, когда инфанте было не более двух лет, и мачехе, четвертой жене Филиппа II Анне Австрийской. А пальцы инфанты украшают кольца. Коралловые бусы на карлице Магдалене Руис напоминают о поездке принцессы с отцом Филиппом II в Португалию.

«Портрет Генриха VIII», Ганс Гольбейн Младший

Год: 1538–1547

«Портрет Генриха VIII», Ганс Гольбейн Младший

Хотите – верьте, хотите – нет, но во времена Генриха VIII юным особам, жаждущим заключить благополучный союз, в первую очередь стоило поддерживать хорошие отношения именно с художником. От кисти придворного живописца зависело, прослывет ли дама привлекательной или же обретет бесславное существование, оказавшись в списке дурнушек. Все дело в том, что прежде, чем преодолевать расстояния для личного знакомства с потенциальной невестой, женихи и уж, конечно, особо знатные рассматривали миниатюрные портреты. А уж проверить, насколько художник был точен, жених решался, если первое впечатление оказывалось положительным.

Однако и сам Генрих VIII стремился к тому, чтобы всегда выглядеть на портретах одинаково мужественно и значительно. В почете был немецкий художник-портретист Ганс Гольбейн Младший, добавивший кистью, по мнению экспертов, добрую часть славы и величия королю. По поручению Генриха VIII художнику пришлось несколько раз писать портреты потенциальных невест короля. С портретом Анны Клевской произошла забавная история. Дело в том, что Гольбейн работал над портретом Клевской, используя картину другого, отметим, менее талантливого художника. Генрих VIII, увидев портрет Клевской, заинтересовался дамой и был готов заключить брак. Но, познакомившись с дамой лично, король пришел в ярость от несоответствия и мгновенно развелся. Рассматривая портреты Генриха VIII, нетрудно заметить, что король зачастую делал выбор в пользу одной позы, похожего костюма и перстней на указательных пальцах. Кстати, на датированном 1520-м годом портрете неизвестного художника король надевает на палец правой руки кольцо – символ его набожности и благочестия.