Екатерина Истомина,
журналист
20 ноября в Государственном историческом музее (ГИМ) открывается большая и, судя по всему, ослепительно прекрасная и очень светская выставка «Фаберже и придворные ювелиры». В ее центре, как это видно уже из самого названия, стоит огромная знаковая фигура Карла Густавовича Фаберже, как сурового главы ювелирной фирмы, так и требовательного основателя семейной династии знаменитых на весь мир мастеров. Вокруг семейного клана Фаберже все остальные отечественные мастера и ювелирные компании: Хлебниковы, Овчинниковы, Болины. Но в центре все-таки очень любимый кем-то, а кем-то по-настоящему презираемый великий русский ювелирный дом «Фаберже».
От «Фаберже» уже много десятилетий привычно отворачивают нос различного сорта и уровня авангардисты: они считают марку и ее искусство настоящим, неподдельным натурализмом, то есть банальным повторением, самой обычной копией продуктов природы. Существует даже ряд не совсем пристойных поговорок, где на разный лад обыгрываются пасхальные яйца «Фаберже» – нарядные предметы декоративно-прикладного искусства, которые дом преподносил русской императорской семье начиная с 1885 года.
Часть «тех самых» яиц хранится сегодня в Музее Фаберже в Шуваловском дворце Петербурга (так называемая «коллекция Форбса», выкупленная в свое время бизнесменом Виктором Вексельбергом), а часть – в Оружейной палате в Москве. Еще некоторая, совсем крошечная часть находится в руках различных западных коллекционеров, а также в частном Музее Фаберже в Баден-Бадене, созданном коллекционером Александром Ивановым (в частности, яйцо от 1902 года, знаменитый серебряный кролик и деревянное, созданное из карельской березы яйцо 1917 года). Те же, кто действительно любит и восхищается «Фаберже», обращают внимание на ряд удивительных приемов и техник, свойственных именно этой марке, а также на разнообразие стилей и вариативность предметов, на поразительную, фантастическую изобретательность ее мастеров. Коллекционеры и любители обращают свое благосклонное внимание на тот самый невероятный натурализм, удивительное правдоподобие, которое так отталкивает многих авангардистов.
В сущности, к «Фаберже» можно относиться по-разному потому, что во всем мире искусство этой русской марки уже много десятилетий считается великим и абсолютно непревзойденным. Так, к примеру, знаменитый ювелир Луи Картье, глава парижского отделения Cartier, всю свою жизнь восхищался именно «Фаберже» и закупал у русской компании часы с гильошированными рамками, а также маленькие настольные скульптуры из поделочных камней (такие создавали уральские дочерние предприятия «Фаберже»).
Сегодня, собственно, от русского дома «Фаберже» осталось совсем немного: фешенебельная квартира Карла Густавовича в Санкт-Петербурге на втором этаже дома 24 (на первом этаже был флагманский ювелирный салон) по Большой Морской улице, где сегодня со вкусом и с размахом «живет» администрация бывшего советского ювелирного магазина. На первом этаже, собственно, сам ювелирный магазин «Яхонт», существующий еще с начала 1970-х годов (когда-то здесь был главный магазин марки «Фаберже»). Между первым и вторым этажами со скрипом ездит железный и прочный сейф-лифт, оставшийся со времен семьи Фаберже (напомним, что четыре сына Карла Фаберже – Евгений, Николай, Александр и Агафон – также были прекрасными ювелирами). Магазины фирмы в Москве, Одессе и Киеве были разграблены и закрыты сразу же после Октябрьской революции. Огромная часть наследия семьи Фаберже и одноименной ювелирной марки была национализована и продана большевиками за границу. Сам Карл Густавович Фаберже с тремя сыновьями (Агафон эмигрировал в Финляндию) немедленно уехал в эмиграцию, практически полностью лишившись всего фамильного состояния. Сначала Фаберже оказались в Берлине, потом в Висбадене, и наконец они осели в Швейцарии, в Лозанне, где глава дома и скончался 24 сентября 1920 года. Похоронен Карл Фаберже на так называемом русском кладбище во французских Каннах. В конце жизни он, немец по крови и воспитанию, учившийся во Франкфурте ювелирному делу, без конца упорно повторял: «Без России мне жизни больше нет».
Его сыновья Николай, Евгений и Александр организовали в Париже новую ювелирную фирму «Фаберже и К», которая довольно успешно существовала до конца 1940-х годов, когда имя Фаберже не было «рассеяно» на множество лицензий. В последние 20 лет немецкая фирма Viktor Mayer имела права на изготовление миниатюрных эмалевых подвесок-яиц, буквальных копий тех украшений, которые выпускал Карл Густавович Фаберже. Автор этих ювелирных строк была на производстве Viktor Mayer в немецком городе Пфорцхайм и должна заверить своих читателей, что миниатюрные яйца немецкой мануфактуры почти ничем не отличались от тех украшений (маленьких мемориальных подвесок-яичек). Все та же эмаль, которая кладется ровно в шесть слоев, все те же рисунки гильоше, фирменный конек русской марки.
Сегодня все лицензии «Фаберже» принадлежат арабскому инвестиционному фонду, который выкупил их у множества пользователей. Штаб-квартира современного дома Faberge находится в Лондоне и ничего общего с современной Россией не имеет. У Faberge три ювелирно-часовых магазина в Лондоне, в Женеве и в Нью-Йорке. Ювелирные коллекции базируются на классических предметах русского дома «Фаберже», то есть на всевозможных вариациях яиц (подвески, серьги, колье); также выпускаются и литературные «русские» линейки, например серия, посвященная «Доктору Живаго». Отдельного слова заслуживают современные часы Faberge, очень дорогие, хитроумные, получающие массу заслуженных часовых наград во всем мире (изготовлением часов Faberge занимается знаменитый швейцарский инженер Жан-Марк Виддерехт, занимавшийся ранее часами Van Cleef & Arpels).
В этих предметах, ярких, правильных, современных, созданных искусно и со значительным вкусом, нет, пожалуй, главного – великой русской загадки, которая была заложена в любое, даже самое недорогое и маленькое изделие от «Фаберже». Как, как все это сделано?! Вот тот вопрос, который задавали все покупатели, приходившие на Большую Морскую улицу, в дом 24. Такой же вопрос, вне всяких сомнений, зададите себе и вы, если отправитесь на выставку «Фаберже и придворные ювелиры» в Исторический музей.