Александр Викторович, что входит в понятие качественного изделия?
Александр Столяревич,
главный эксперт Центра геммологической экспертизы МГУ
Понятие это сложное, каким-то одним фактором оно не ограничивается. Качество изделия складывается из качества изготовления изделия; качества сплава, который может быть на основе золота, серебра, родия, палладия, платины и так далее; и, конечно, качества камней. Некоторые параметры можно измерить при помощи технических средств, а некоторые возможно оценить только на основе экспертных методик.
На многих украшениях стоит 585-я проба. А что означают эти цифры?
585-я проба означает, что в сплаве металла, который использовался при изготовлении изделия, содержится 58,5% золота. Прочие 41,5% называют лигатурой. У разных производителей она разная. Единого ГОСТа для нее не существует, изготовители руководствуются только тем, чтобы не допустить использования потенциально опасных металлов.
Давайте разберемся наконец с понятием «искусственный камень»: расскажите, чем он отличается от природного.
В современной ювелирной традиции термин «искусственный» больше не используется, чтобы не вводить в заблуждение покупателей: теперь пишется «синтетический», что говорит о способе получения этого камня. По своим физическим, механическим, химическим свойствам и по структуре синтетический сапфир ничем не отличается от сапфира природного: это его полный аналог
Исторически первым созданным в лабораторных условиях камнем был рубин. Технология появилась еще в XIX веке, первые синтетические рубины применялись в часовом производстве.
А фианит, получается, это синтетический бриллиант?
Нет! Фианит – это кристалл, которого вообще нет в природе. Его можно получить только в лабораторных условиях. Синтетический бриллиант, кстати, тоже начали производить, но сравнительно недавно, около двадцати лет назад. С удовольствием отмечу, что его создание – заслуга наших, российских специалистов, в частности, новосибирских и московских ученых.
А как неспециалисту «на глаз» определить, природный перед ним камень или синтетический?
Вы знаете, это вопрос из серии «Как заработать миллион, ничего не делая?», – никак. На самом деле и специалисты-ювелиры иногда ошибаются в определении происхождения вставки, ведь некоторые умельцы даже добавляют внутрь камня включения, имитирующие природные. Поэтому отличить на глаз синтетический камень от природного ну никак нельзя. А поскольку стоят украшения с такими вставками на порядок дешевле, то и покупают их часто и охотно.
Я не могу назвать вам строгие цифры, так как финальная цена зависит от совокупности характеристик камня, которая до сих пор определяется формулой 4С: цвет, чистота, огранка и масса.
Например, стартовая огранка бриллианта – 17 граней, этот стандарт прописан в ГОСТе. Этот тип применяется для небольших камней
Однако стоимость небольшого, но чистого и яркого камня может быть выше, чем стоимость «грязного» камня с большей каратностью.
Для оценки цветных камней – рубина, сапфира, изумруда и так далее – применяется техническое указание, прописанное еще в прошлом веке. Например, для изумруда есть 5 видов оценки цвета, 5 видов оценки чистоты и 6 видов оценки огранки, 3 из которых для кабошонов. Главное достоинство этого удивительного минерала – яркость: очень светлые и очень темные камни ценятся ниже. И, наконец, следует помнить, что настоящие изумруды всегда имеют включения.
Александр Викторович, а откуда к нам в Россию прибывают все эти камни?
Большинство камней закупается на мировых биржах. Так, 9/10 всех небольших бриллиантов ввозят из Индии. Сказать что-то определенное про качество сырья из той или иной страны невозможно: нельзя сказать, что камни из, скажем, Таиланда лучше или хуже камней из Индии
В России есть и собственные месторождения: например, Малышевское, где добывают изумруды, ну а уж калининградский янтарь известен всему миру.
Не менее знамениты якутские бриллианты, которые по своим качествам не уступают южноафриканским камням. Мировые ювелиры часто говорят, что именно якутские алмазы обладают неповторимым, особенным блеском.
Что же касается обработки металлов, то большинство российских заводов давно уже перешло на иностранное оборудование, качественное и современное. Поэтому цепь, изготовленная в России на итальянском станке, не будет ничем решительно отличаться от такой цепи, изготовленной на том же оборудовании в Италии.
Это эмоции, они не передаются словами!!! Сравнить можно с вулканом, водопадом, эдельвейсами в горах!!!