Какие украшения предпочитала «великая мадемуазель» и как их носила? Секреты ювелирного стиля, подкрепленные цитатами дизайнера, перед вами. Открываем шкатулку!

Нити жемчуга

Фаворитом Шанель был жемчуг. В 1920-е она ввела моду на многослойные перламутровые ожерелья как со вставками и подвесками (сотуар), так и без них. Длина жемчужной нити Габриэль до «укладки» на шее, груди или спине составляла более одного метра! Модельер носила жемчуг сама и советовала его всем своим клиенткам, так как была убеждена, что нет женщины, которой перламутр не подходит.

Кружево – самая прекрасная имитация фантазии природы. А жемчуг всегда прав

Крупные серьги-пусеты

Габриэль Шанель не носила длинные серьги с подвесками а-ля канделябры, кисти или гирлянды. Зато была без ума от крупных пусет: либо в виде бутона камелии (символ модного дома Chanel), либо в виде большой искусственной круглой жемчужины в обрамлении ограненных под бриллианты кристаллов стекла. Она не была первой среди кутюрье, кто использовал бижутерию в высокой моде, но первой отдала в своих коллекциях и в собственном стиле приоритет неблагородным металлам и камням и, что прежде считалось немыслимым, сочетала в одном образе драгоценности и бижутерию, а в одном украшении – бриллианты и горный хрусталь, природный перламутр и рукотворный.

Мне нравится бижутерия, потому что она провокационна

Эмалевые браслеты с мальтийским крестом

В 1925 году в Венеции Шанель познакомилась с начинающим итальянским ювелиром аристократического происхождения, герцогом Фулько ди Вердурой, которому семья дала громкое имя, но не средства к существованию. Интерес Фулько к работе не только с драгоценными металлами и камнями, но и с бижутерией, а также желание создавать украшения не классического дизайна, а нарочито театрального, были по душе его парижской нанимательнице. Один из первых плодов этого сотрудничества, которое продлилось до 1937 года, – серебряные браслеты-манжеты, покрытые эмалью и украшенные золотым мальтийским крестом, инкрустированным кабошонами натуральных и искусственных камней. Специально для Габриэль Вердура создал пару таких браслетов с белой эмалью (она надевала их очень часто) и один с черной. В этой же стилистике, с мальтийскими крестами, домом Chanel были выпущены кулоны и броши, которые с удовольствием носили Шанель и ее клиентки, в числе которых актрисы «золотого» Голливуда Глория Свенсон, Грета Гарбо и Марлен Дитрих.

И еще интересный факт: Коко не любила украшения с застежками, поэтому предпочитала либо незамкнутые браслеты (как манжеты, так и обручи), либо браслеты-цепочки, которые мягко обнимали запястья и не стесняли движений рук.

Украшения – это то, что делает женщину женщиной

Коктейльные кольца

Хотя Шанель и принадлежит высказывание «Выбирая аксессуары, снимите то, что надели последним», сама она предпочитала надевать много украшений: носила ожерелья в несколько рядов, унизывала запястья браслетами, а пальцы – крупными кольцами. Коктейльное кольцо – детище и символ 1920–1930-х, когда в моде царила эпоха ар-деко и состоялся творческий взлет «великой мадемуазель», так что она не могла остаться равнодушной к «бунтарским» украшениям подпольных вечеринок с крепкими напитками. Шанель нравилось дополнять броские перстни широким гладким кольцом, надевая их вместе на один палец.

Безвкусица имеет пределы, только хороший вкус бесконечен

Ожерелье-сотуар в византийском стиле

Одним из источников вдохновения для Габриэль Шанель и Фулько ди Вердуры было искусство Византии. Многие украшения дома Chanel в 1920–1930-е выполнены в византийском стиле, которому присущи любовь к крупным формам, ярким камням-кабошонам в сочетании с жемчугом, желтому золоту, чеканке, мозаике и эмали. В этом стиле главенствует, с одной стороны, торжественность храмов и божественная красота икон, с другой – парадная роскошь императорского двора. Золотой сотуар Коко Шанель благодаря вставкам-медальонам выглядит как россыпь орденов, врученных на торжественном приеме, и нет ничего удивительного в том, что на медальонах вычеканены изображения ангелов.

Драгоценности – это целая наука!

Броши

Шанель обожала броши и ввела в моду разные способы носить их: не только на груди, но и на берете, шляпе, поясе, воротнике блузы, лацкане жакета и даже кармане, а также вместо кулона или пуговиц. На некоторых фотографиях Габриэль запечатлена с парой одинаковых брошей, закрепленных на одежде симметрично (и дизайнеры наших дней охотно этот прием берут на заметку). «Великая мадемуазель» советовала клиенткам начинать собирать свою ювелирную коллекцию именно с брошей, потому что это универсальный и элегантный аксессуар на все случаи жизни. Кутюрье и ее ювелиры создавали броши в стиле ар-деко, в котором, как мы помним, есть место и геометрическим мотивам, и природным – изображениям птиц, животных, цветов, фруктов, и цитатам из искусства Древнего Египта. Уже упомянутые нами византийский стиль и символика Мальтийского ордена также использовались в создании украшений – так в коллекциях аксессуаров дома Chanel и в шкатулке его основательницы появились броши-звезды и броши-кресты.

Мода проходит, стиль остается

Украшения в стиле Коко Шанель для вашей коллекции: