Екатерина Истомина

Екатерина Истомина,
журналист

Ювелирные украшения, сделанные в СССР, сегодня вызывают смешанные чувства. С одной стороны, эти вещи негативно воспринимаются той частью публики, которая a priori считает «все советское» исключительно плохой продукцией. С другой стороны, многие носят советские драгоценности в качестве фамильных, семейных украшений. В этом случае можно услышать массу сентиментальных рассуждений и рассказов о драгоценном предмете: «Это память о маме», «Дедушка мне подарил на окончание школы», «Папа купил на поступление в институт», «Бабушка отдала на свадьбу». Таким образом, собственно, объективной экспертной оценки сегодня добиться довольно сложно, ведь советские украшения никого не оставляют равнодушным.

Советская ювелирная промышленность была не бизнесом, а именно всенародной промышленностью и работала на всех парах (все операции с драгоценными металлами и камнями для частных ювелиров были запрещены УК СССР).

Есть уникальные бренды, которые смогли пережить Октябрьскую революцию 1917 года. Например, «Русские самоцветы» из Санкт-Петербурга, основанные в 1912 году. Ювелирная мастерская в 1920-х была превращена в артель ювелирных художников, потом стала заводом, а после развала Советского Союза снова превратилась в частный бизнес (бизнес профессиональный; особенно хороши в «Самоцветах» ювелирные часы с корпусами из желтого золота).

Конечно, не всем удалось, как это сделал великий Карл Густавович Фаберже, эмигрировать в Швейцарию, бросив на родине свое индивидуальное ювелирное производство (и дом Faberge появился на Западе только в начале 1950-х). Некоторые дореволюционные ювелирные фабрики – к примеру, поволжские или уральские компании, оставленные владельцами, – в первую десятилетку победившей советской власти были преобразованы во «всенародные» заводы. И сегодня многие из них работают, но уже снова находясь в частных руках. Это, в частности, отменный, умный, тонкий, стильный Костромской ювелирный завод. Одно из немногих российских ювелирных производств, где действительно следят за мировой драгоценной модой, выпуская fashion-украшения для головы и прически (в каталогах можно найти золотые заколки-невидимки, а также ободки из серебра).

Почти каждый крупный город Советского Союза имел свой ювелирный завод, и каждое изделие, которое сходило с конвейера, непременно имело знак ГОСТа – знак качества СССР. Наиболее известными считались заводы, расположенные в Москве, Ленинграде, Свердловске, Харькове, Киеве, Риге, Таллине, Ереване, Калининграде и городах Поволжья (Углич, Кострома, Ярославль). Все они имели специализацию, однако производство стандартных, классических вещей было нормой.

После Великой Отечественной войны, в период хрущевской оттепели власти, стали обращать внимание на народные промыслы. Так, в Ростове Великом возобновили выпуск ювелирных украшений со сканью и финифтью. В Дагестане, в небольшом городке Кубачи, заново «открыли» красоту замечательного кубачинского серебра. В крохотном Великом Устюге развернули производство драгоценностей из черненого серебра с позолотой, а в морозном Архангельске – холмогорскую резьбу по кости. Промыслы дожили и до наших дней: достаточно зайти на сайты тематических фабрик и сделать там заказ (причем его будут доставлять не из магазина в Москве, а непосредственно из «недр» выбранной вами фабрики).

Дизайн многих предметов – с финифтью или из серебра с чернью – не менялся десятилетиями, однако это не значит, что этот дизайн «плохой». Напротив, в сегодняшнем ассортименте остались только лучшие, действительно проверенные временем ювелирные вещи

Каждый советский ювелирный завод, как мы уже отметили выше, имел свою специализацию. К примеру, в Костроме почти не работали с настоящими камнями. Исторический «конек» КЮЗа – это камни синтетические, главным из которых был легендарный советский корунд, имитировавший настоящий рубин. Кстати, именно синтетический корунд считается важным символом советской драгоценной промышленности: у кого-то он вызывает интерес и уважение к достижениям советских геммологов и химиков, а у кого-то, напротив, отторжение, неприязнь.

Ювелирные заводы в Калининграде, Риге и Таллине занимались производством украшений с янтарем (около 85 % всей мировой добычи янтаря приходится на Прибалтику). В наши дни на антикварном рынке можно найти несметное количество янтарных «салонных» советских украшений 1960–1970-х годов – с мельхиором, серебром и даже с желтым золотом (на просторах российских социальных сетей есть очень много групп, где общаются поклонники советского ювелирного винтажа). В Калининграде и в наши дни довольно успешно занимаются янтарем: не только сохранен старый советский завод, но появились новые марки, и лучшие из них – это «Балтийская янтарная мануфактура» и «Балтийское золото».

В Свердловске (ныне Екатеринбург) традиционно производили ювелирные украшения с полудрагоценными и поделочными камнями. Лазурит, сердолик, малахит, яшма, нефрит, жадеит – именно по таким камням можно почти моментально опознать уральскую продукцию (в настоящий момент Уральский ювелирный завод выпускает спокойную бриллиантовую классику, добротную, но и довольно дорогую).

Ювелирный промышленный гигант в Ереване жив и здоров; в советскую эру в столице Армении выпускали изделия с цветными камнями, особенно ценились у знатоков ереванские аметисты. Львовский и Харьковский ювелирные заводы специализировались на горном хрустале (сегодня цена на винтажные львовские серьги с хрусталем в золоте 583 пробы может достигать 40 тысяч рублей).

Не будем забывать и об импортных драгоценностях. Так, из братской Чехословакии в ГУМ, ЦУМ, ДЛТ поступали великолепные парадные ювелирные украшения с темно-красными гранатами, а также изделия из цветного ювелирного стекла и цветного бисера. Из Афганистана, которому СССР оказывал «братскую» помощь, в Москву и другие города привозили не только легендарные афганские дубленки, но и харизматичные национальные украшения – с бирюзой и лапис-лазурью. И наконец, в валютных магазинах «Березка» за чеки можно было купить изделия исторической австрийской марки Swarovski: ее сверкающие кристаллы на черном рынке стоили почти столько же, сколько классические якутские бриллианты.

А ювелирная промышленность в Якутии неплохо поживает и сегодня, ведь белые якутские бриллианты никогда не выйдут из моды. Российская компания «Алроса» является второй в мире после гиганта De Beers по объему добычи природных алмазов.

Советская ювелирная промышленность имела свои хиты, и за ними сегодня охотятся коллекционеры. Это серьги-самовары, серьги-калачи, серьги-малинки, кольцо-корзинка (с синтетическим корундом) и кольцо-роза (с бриллиантом в огранке «роза»), хит Московского ювелирного завода (МЮЗ), который сегодня принадлежит израильскому миллионеру Льву Левиеву.

Цены на советские антикварные ювелирные изделия могут достигать серьезной планки. Так, на дутые серьги-самовары из желтого золота 583 пробы цена стартует от 30 тысяч рублей. Кольцо-роза с небольшим белым бриллиантом оценивается в среднем в 50 тысяч, серьги-калачи из серебра с позолотой обойдутся в 15 тысяч рублей. Однако попадаются такие советские раритеты далеко не каждый день.

Заметим в скобках, что и в СССР было не так-то просто купить белые бриллианты, причем за хорошие деньги: как правило, нужен был блат в ювелирных магазинах. У меня до сих пор хранится маленькое изящное кольцо из платины с обычным белым бриллиантом, которое дедушка подарил маме на окончание школы. Моя мама, в свою очередь, подарила кольцо мне. Красивое. Простое. Просто идеальное кольцо: платина, белый бриллиант весом 0,28 карата, знак качества СССР.