Екатерина Истомина

Екатерина Истомина,
журналист

У нас в России к бижутерии довольно сложное отношение. Прямо скажем, отношение несерьезное. Вот совсем другое дело – мощные драгоценные камни, яркие драгоценные металлы, дорогие ювелирные украшения, которые только и стоит включать в драгоценные собрания, – именно так считают многие наши соотечественники. Столь пристальное внимание к истинным драгоценностям связано в первую очередь с тем, что в советские годы они были непреложным дефицитом, как румынская стенка, венгерский трикотаж или австрийские сапоги. И ценность ювелирных украшений в СССР была выше, чем их настоящая, драгоценная стоимость: драгоценности в советские времена ценили уже за то, что их удалось мистическим образом «достать». А вот бижутерию можно было довольно свободно купить, поэтому и отношение к ней прохладное.

В западных странах, а также в Японии к бижутерии совсем иное отношение: эти вещи рассматривают как маленькие произведения настоящего искусства, их коллекционируют, о них пишут большие книги и издают красивые альбомы. Существуют и культовые марки бижутерии: это Kenneth Jay Lane, Trifari и Monet. Это, скажем так, три кита костюмной бижутерии, чьи любые украшения сегодня рассматриваются исключительно как коллекционные.

Кроме этих громких имен, есть имена и помельче, но тоже заслуженные: Kirks Folly, Les Bernard, Liz Claiborne, Avon, Sarah Coventry. Многие модные марки, прежде всего французского происхождения, давно и успешно выпускают костюмную бижутерию. Это Chanel, Dior, Guy Laroche, Givenchy, Nina Ricci, Oscar de la Renta. Есть и две особенные марки, которые начинали свой путь как компании декоративно-прикладного искусства, но позднее под влиянием моды стали делать фирменную бижутерию, – это французские бренды Lalique и Baccarat (в парижском музее этой замечательной хрустальной марки отдельный зал посвящен именно бижутерии).

Родоначальницей современной костюмной бижутерии заслуженно считается великая и непобедимая Коко Шанель. Она сама, выросшая в бедности, никогда не скрывала своего закономерного презрения к дорогим украшениям, к фамильным драгоценностям. «Те, у кого есть вкус, носят бижутерию. Остальным приходится носить золото» – так жестоко высмеивала Шанель богатых аристократок и буржуазок. Именно Габриэль Шанель принадлежит изобретение многоярусного жемчужного сотуара, созданного, разумеется, из крупного фальшивого жемчуга. Очень широкие браслеты с различными цветными аппликациями тоже придумка Шанель (технически эти вещи исполняла ювелирная марка Verdura). Впрочем, определенная зависть к настоящим сверкающим бриллиантам все-таки однажды пробила брешь в железном характере Великой Мадемуазель: это случилось в 1932 году, когда Chanel выпустили единственную драгоценную линию – Bijoux de Diamants с настоящими белыми бриллиантами (художником украшений стал Поль Ириб). Именно со времени Шанель фальшивые драгоценности получили название «костюмная бижутерия»: они должны были обязательно сочетаться с определенным костюмом (например, с твидовым пиджаком и юбкой Chanel) и логично дополнять весь образ. Сегодня дом Chanel выпускает костюмную бижутерию: украшения, несущие в себе легендарный логотип марки, «примыкают» к сезонным коллекциям prêt-a-porter. Кроме того, начиная с 1994 года Chanel выпускает и настоящие ювелирные украшения: high jewellery и коммерческого уровня. Таким образом, история марки в определенном смысле посмеялась над Шанель. Ведь дело в том, что ювелирные украшения дома куда лучше, чем ее весьма банальная бижутерия.

Кристиан Диор представил свой new look в феврале 1947 года, и уже через два года молодой дом Christian Dior начал выпуск костюмной бижутерии – в партнерстве с австрийской исторической маркой хрусталя и стразов Swarovski. Конечно же, это были разнообразные цветы; сегодня бижутерия, выпущенная при жизни самого кутюрье, стоит огромных денег и считается коллекционной. Бижутерию, равно как и ювелирные украшения всех уровней, Dior успешно представляет и сегодня.

Такие кутюрные марки, как Guy Laroche, Nina Ricci, Givenchy, Oscar de la Renta, Ralph Lauren, Giorgio Armani, всегда выпускали коллекции бижутерии вместе с сезонными линейками prêt-a-porter. Сегодня их довольно много на антикварном рынке и аукционах, и цены на них относительно невысоки: в районе 200–250 долларов. Хрустальные бренды Lalique и Baccarat представляют свои новые собрания бижутерии несколько раз в год: это вещи из цветного хрусталя, дополненные золотом и серебром (подвески, маленькие колье, кольца, серьги и броши). Это очень качественные вещи, наследующие основные темы самих марок: например, популярнейшим образом у Lalique являются ласточки, которые были символом творчества самого Рене Лалика. У Baccarat лучшие вещи сделаны из фирменного, знакового для исторического дома ярко-красного хрусталя, – такие предметы, которые логически дополняются деталями из желтого золота.

Если Габриэль Шанель – королева современной бижутерии, то ее королем следует признать американского дизайнера Кеннета Джея Лейна, основателя громкой и видной марки своего имени. Именно он из прикладного жанра вознес бижутерию до уровня настоящего искусства. Расцвет марки приходится на 1980-е годы: ее вещи «принимают участие» в знаменитом американском сериале «Династия», ставшем витриной моды всего десятилетия. Кеннет Джей Лейн прославился работой с очень крупной, но при этом чрезвычайно подробной формой, а также с кристаллами очень ярких цветов. Успех этого бренда был обусловлен еще и тем, что стиль Kenneth Jay Lane был почти скопирован со стиля линий Паломы Пикассо для Tiffany & Co. (именно этот дизайнер определила драгоценный стиль всего «вульгарного» десятилетия). Таким образом, покупатель практически получал «вещь от Тиффани», но, конечно, по куда более демократичной цене. Кроме того, Кеннет Джей Лейн славился и поразительной изобретательностью: марка производила несколько обширных коллекций в год на разные сюжеты и в разнообразных стилях, и никогда ни одно украшение не повторяло следующее.

Американская марка Trifari – это истинная легенда истории мировой бижутерии. Компания прославилась очень изысканными украшениями, а также изобретением собственного бижутерийного сплава – трифариума, который продолжает использоваться в производстве бижутерии и сегодня. Все изделия Trifari заслуженно известны настоящей красотой, очень эмоциональным настроением, четко выделенным характером. Более того, у них всегда сложная композиция, сделанная очень тщательно и с настоящим вкусом. Эти вещи являются объектом коллекционирования, хотя из-за их огромного количества они совсем недорогие.

Французский дом Monet известен своими очень крупными, циклопическими формами, в первую очередь колье, брошей и серег. Подобные формы, разумеется, идут далеко не всем, но в этом модном доме никогда и не думали отказываться от такой концепции (почти все вещи Monet сделаны в африканском стиле, с применением настоящего редкого дерева и поделочных камней).

Коллекционирование бижутерии – занятие крайне увлекательное и весьма безобидное с денежной точки зрения. В тематических группах в соцсетях очень много предложений, есть и тематические союзы, посвященные, к примеру, бижутерии из Чехословакии или Австрии (в основном это касается легендарной марки Swarovski). Постепенно меняется и само отношение к этим недорогим украшениям: бижутерию не только собирают, но и активно носят, что подтвердил опрос автора этих строк в группах бижутерии в одной известной соцсети.