У моды новая позиция: гнаться за обновками – плохо, слишком много думать об одежде – тоже плохо, а носить все и сразу, ни разу не демонстрируя окружающим, какая вы в душе высокодуховная минималистка, – еще хуже. Мол, вон тот же Цукерберг счастлив в своих серых футболках и одинаковых джинсах, а француженки и вовсе полжизни ходят в одних и тех же тельняшках-пиджаках-балетках и выглядят не менее элегантно, чем Одри Хепберн времен ее тесной дружбы с Юбером Живанши. Получается такое метание из крайности в крайность: с одной стороны, у нас микротренды, которые рождаются из дизайнерских коллекций как минимум два раза в год, вроде корсетов поверх одежды, бантов на блузках или бело-розовой клетки, а с другой – стремление ко всему одинаковому, утилитарному и униформальному от слова «униформа», но снова... за неоправданно большие деньги.
Пустой шкаф – это новый дзен
У модной философии «много одежды для счастья не нужно» можно отыскать множество предпосылок. Скажем, одной из них точно будет кризис 2008 года, который на нас тогда не отразился, но по миру все же прокатился так, что современные 30-летние безработные европейцы даже не задумываются, покупать дизайнерскую одежду или не покупать, – решение за них «принимают» высокая арендная плата за жилье и коммунальные услуги. Еще одной предпосылкой точно будут критические настроения на счет капитализма. У нас, например, не принято вспоминать о том, что ради того, чтобы мы купили себе копеечную футболку из H&M, несовершеннолетние работницы фабрик в Бангладеше не спят ночами, в то время как в Европе эту тему поднимают открыто если уж не политики, то хотя бы те же молодежные СМИ.
Если искать привлекательные предпосылки, то во влиянии на общее отношение к вещам можно заподозрить Японию: именно эта страна в последние годы диктовала моду на отчаянный минимализм в интерьере, доходящий буквально до абсурда: кровать, лампа, ноутбук и две пары брюк с рубашками на двух вешалках – это все, что занимает пространство вашей спальни. Идея чистого пространства как пути к чистому разуму придала отказу от идеологии потребления обворожительный философский флер, в величие которого невозможно не поверить. Но вот незадача: учитывая, сколько мы успели накупить еще при прежнем курсе валют, в скромной московской двушке такая аскеза кажется просто невыполнимой.
Не гнаться за модой теперь модно
Отрицание трендов, а значит, по сути, и самой моды, превратилось в целую идеологию со своими правилами и главными героями. Те же глянцевые журналы, что еще какое-то время назад заявляли, что вы должны непременно знать в жизни две вещи: цвета, которые вам идут, и ваш тип фигуры, – теперь изучают под микроскопом гардеробы политиков, ведущих дизайнеров и топ-менеджеров и заявляют, что те, кто якобы понял жизнь (читай, много заработал), не гонятся за трендами, а годами не изменяют своему стилю, каким бы скучным он при этом ни был. С этих самых блестящих страниц прозвучала фраза, которую еще десять лет назад просто невозможно было представить ни в одном журнале: мол, для обывателя значение этих тенденций преувеличено, а ему просто хочется чувствовать себя комфортно (ниже под этим философствованием обычно идут кроссовки из какой-нибудь лимитированной коллекции за 20 000 рублей).
Для глянца это как будто стало каким-то открытием: оказывается, ни очень богатые, ни очень бедные люди в моду не играют и от этого не становятся менее интересными личностями. Ну все, когда святой грааль найден, пора теперь испестрить статью советами о том, где же купить идеальный кашемировый свитер, какие российские марки делают лучше безликие серые свитшоты и где в Милане искать себе бежевые шлепанцы из замши, когда вас уже тошнит от красных шпилек с перьями. С одной стороны, показалось, как будто мир вдруг стал капельку гуманнее и все-таки пришел к выводу, что одежда не главное. Но обидно, что и из этой идеи, в основе которой, по сути, лежит волевой отступ от модной коммерции, на выходе сделали тот же коммерческий продукт. Вещи для базового гардероба, они на то и нейтральные, что покупать их можно практически в любом магазине, но нет, журналы нашли вам безликие повседневные ансамбли от концептуальных дизайнеров, молодых талантов и просто гипердорогих марок. Возникает вопрос: зачем платить 739 евро за сумку-антоним дорогущим it-bags от молодой марки Mansur Gavriel, если у португальского демократичного бренда Parfois есть похожая – с минимумом фурнитуры и без всяких логотипов, но только в 40 раз дешевле. Ведь если это униформа, то логично, что ее не нужно обновлять ежегодно – достаточно составить себе коллекцию из 20–30 вещей и носить их на здоровье. Но нет, вместо реального модного аскетизма мы получили от журналов ту же черную икру, но в однотонной банке. И оказалось, что отказ следовать за модой – это тоже модная тенденция, и придерживаться ее так, как нам советуют глянцевые журналы, как-то вдвойне глупо.
супер!!!!!!!!!!!!
чотко