Припомнить, какое количество статей о моде за всю свою жизнь я написал для глянцевых журналов, сегодня практически невозможно. Мой роман с глянцем начался с середины 1990-х годов, когда в России стало выходить русскоязычное издание знаменитого западного журнала мод – Harper’s Bazaar, куда я был приглашен в качестве колумниста его главным редактором Ариной Розовой. Так на протяжении нескольких лет я был парижским корреспондентом Harper’s Bazaar и ежемесячно публиковал в нем свои фельетоны под псевдонимом Халинка Дорсувна. Персонаж этот был вымышленным лишь отчасти, поскольку настоящая Халинка была долгие годы моей подругой и в свое время являлась настоящей звездой Folies Bergeres.

В то же время с появлением в Москве журнала Vogue его главный редактор, старинная подруга нашей семьи Алена Долецкая, пригласила меня на работу в это издание, для которого я написал ряд материалов. В течение полутора лет я был парижским корреспондентом Vogue, работа для которого меня очень многому научила. Теперь мои статьи печатаются в журналах Hello, «Gala Биография», Time Out, Interview, Elle и многих других.

002 small13 Какой вред наносят глянцевые журналы? Мнение историка моды Александра Васильева

Как человек знающий, могу признаться: появление на глянцевых страницах, а еще лучше на обложках помогает в работе, способствует росту карьеры и популярности. Мне лично глянец открыл немало дорог, многие меня узнали из телевидения, журналов. Именно поэтому сегодня глянцевые журналы зачастую продают свои обложки, особенно грешит этим региональный глянец. Во многих городах России считается очень престижным купить обложку в глянцевом журнале, что с удовольствием и делают местные владелицы бутиков, салонов красоты и просто жены местных бизнесменов.

Жертвы глянца – девочки от 13 лет и юноши от 16. Да-да, 10% читателей женского глянца – это юноши от 16 лет. Для одних содержание журналов о моде – это увлечение, для других – красивая картинка, отвечающая их представлениям о прекрасном, для третьих – смысл жизни. Едва ли я открою Америку, если скажу, что подавляющее большинство юношей с нетрадиционной сексуальной ориентацией знают о моде все и даже больше. Они знают наизусть все коллекции и могут по памяти определить авторство того или иного платья, только мельком взглянув на него. Более того, многие молодые люди безошибочно угадают косметическую марку только лишь по цвету лака или объему туши на ресницах!

In Gucci SS16 at Gucci @gucci

A photo posted by Bryanboy (@bryanboycom) on

PORTER @portermagazine by @davidbellemere @melaniehuynh1 @brianbuenaventura_ @tatsuparis @sophienbee @gabrielehackworthy @lucy_yeomans 🙏

A photo posted by Magdalena Frackowiak (@frackowiakmagdalena) on

Глянец – явление настолько манкое благодаря великолепным фотоработам лучших фотографов мира, что заставляет читательниц отождествлять себя с образами, которые они видят на страницах, формировать неправильные ориентиры. Однако помните, что глянцевый журнал – это не Библия, чтобы слепо следовать всем его заветам. Возьмем, к примеру, пресловутые стандарты женской красоты, навязанные глянцем. Требовать от женщины, чтобы она соответствовала параметрам 90–60–90, – это настоящий фашизм. У каждой своя фигура, нужно быть естественной. Но как же тут не появиться комплексу, когда в журналах сплошь худышки! Приведу пример одной моей студентки из Екатеринбурга, для которой любовь к глянцу переросла в зависимость – она скупала все возможные журналы пачками, они заменили ей книги. Ориентируясь на образы фотомоделей, девушка находила себя уродливой и толстой по сравнению с ними.

001 small13 Какой вред наносят глянцевые журналы? Мнение историка моды Александра Васильева

Приблизиться к идеалу можно, только соблюдая диету, – решила она. Результата поклонница глянца хотела моментального, поэтому решила не тратить время на фитнес и здоровое питание и вовсе перестала питаться. Кефир и яблоки составляли ее ежедневный рацион, ведь именно так, по мнению жертвы глянца, питаются модели! В итоге: у матери инфаркт, у отца седые волосы, а на весах цифра 22 кг. И это при росте в 168 см! Девушка выжила, однако качество жизни ухудшилось тотально: кожа испортилась, волосы вылезли, пропал иммунитет, что, конечно же, не приблизило ее к мечте украсить своим изображением обложку журнала Vogue или Elle.

По ходу своего повествования хочу также развеять миф о том, что с недавних пор модели plus size стали вытеснять с подиумов худышек.

Дизайнеры никогда не станут шить на моделей с корпулентными фигурами по одной простой причине: одежда на них плохо сидит. В идеале вещи нужно показывать на вешалке, которой и выступает андрогинная модель

Александр Васильев1 100x100 Какой вред наносят глянцевые журналы? Мнение историка моды Александра Васильева
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ

Знаю, что в своем недавнем посте в «Инстаграме» на эту тему высказалась Ксения Собчак, за что получила в ответ тысячи возмущенных комментариев и пачки фотографий бельфамистых дам, несогласных с ее мнением. Ксюша выступила в свойственной ей резкой манере изложения, однако суть ее месседжа неоспорима: худоба – обязательное условие большого успеха в мире моды. А те модели plus size, чьи имена сегодня на слуху, начиная от Кристал Ренн, которая, как гармонь, то худеет, то снова поправляется, и заканчивая нашей Катей Жарковой, скорее являются исключениями, подтверждающими общее правило, и к миру моды отношения не имеют. Изменение же состава пищи, глютен и лактоза, не позволяют более дамам быть анорексичными, если они не отказываются вовсе от еды, отсюда – модели и одежда новых габаритов.

New Cover ❤️ @ellebrasil shot by @alexanderneumann @dior

A photo posted by Crystal Renn (@crystalball1111) on

The Sculpting Jean by @additionelle #iamsizesexy

A photo posted by A S H L E Y G R A H A M (@theashleygraham) on

Читательницы глянцевых журналов часто думают: то, что они видят на подиуме, есть руководство к действию. Только слепое следование моде не заменит вкус и стиль. Часто самые удивительные наряды оказываются неуместными. Почему-то некоторые женщины воспринимают любое место – от кухни до паспортного стола – в качестве подиума, где все должно быть праздничным и напоказ.

Девушки вчитываются в каждое слово, рассматривают как под микроскопом каждую фотографию – им кажется, что это и есть жизнь. На самом же деле глянцевые журналы – это пена на океане жизни. Ее глубин они не знают или не хотят знать

Александр Васильев1 100x100 Какой вред наносят глянцевые журналы? Мнение историка моды Александра Васильева
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ

Модный глянец – это сосредоточие рекламы. А чтобы люди не думали, что покупают товарный каталог, туда внедряют несколько статей. Поэтому в модных журналах особенно читать нечего, да это и не их цель.

Глянец полезен тем, что дает ориентиры – как в мире моды, так и в области стиля. Многие у меня спрашивают, что сейчас модно. Вот тут-то журнал и придет на помощь, поведав вам о тенденциях, направлениях, актуальных цветах. Я с удовольствием их листаю! Бывают страницы – просто произведение искусства: мастерство фотографа, стилиста, дизайнера, парикмахера и самой модели. Стараюсь не пропускать фотосессии авторства Марио Тестино, Стивена Майзела, Марио Сорренти, чей авторитет в области fashion-съемки непререкаем.

Приобретая в киоске очередной глянцевый журнал, не стоит забывать о том, что главная цель глянца – заставить вас бежать в магазин. И журналы справляются с этим прекрасно! Ведь это реклама, которая помогает сделать жизнь веселее и ярче. Но не хуже, а может быть, и лучше это делают природа, выставки, музыка, театр, дети, домашние питомцы. Поэтому не стоит загораживать окно в мир стопкой даже самых замечательных журналов.