София Гарбовская

София Гарбовская,
редактор ленты новостей

Когда фильм «Дьявол носит Prada» только появился на экранах, многие угадали в героине Мэрил Стрип Анну Винтур – главреда американского Vogue. Что и неудивительно, ведь картина была снята по книге девушки, которая год работала у Анны ассистенткой! И все-таки – что из увиденного можно считать вымыслом, а что нет?

Миф № 1:

Все одеты безупречно, поэтому простой внешний вид может вызвать недоумение и насмешки.

На самом деле:

Скорее нет, чем да. В Vogue нельзя носить колготки (даже зимой), а во время недель моды укладка и каблуки обязательны. Но в конечном счете везде ценят не дорогой лук, а качественную работу. Кто-то выставляет свою причастность фэшн-индустрии напоказ, кто-то переодевается в удобную одежду и обувь, уходя из офиса, – и то и другое нормально. В основном сотрудники не заморачиваются, одеваясь просто и неброско. Другое дело – главные редакторы: их стиль – своего рода марка, которую нужно поддерживать.

Миф № 2:

Никто ничего не ест, потому что все следят за фигурой.

На самом деле:

Это самый распространенный стереотип и расхожая шутка фэшн-пиарщиков («Как подобрать меню для фуршета? Просто поставь им побольше "Перье"»). В жизни вопрос стоит по-другому: когда вообще можно успеть поесть? Чаще всего это перекусы – коллеги делятся друг с другом снеками и ставят напоминалки, чтобы не забыть пообедать. И никаких осуждающих взглядов в сторону пончиков (в мужских журналах особенно).

Миф № 3:

Фэшн-индустрия – сборище заносчивых эгоцентриков и нарциссов, всегда готовых наговорить гадостей в лицо или за спиной.

На самом деле:

Все привыкли думать, что это такая человеческая мясорубка. В чем-то они правы: работа действительно тяжелая, конкуренция высокая, а на пять адекватных человек найдется один с сомнительными моральными принципами. Но мир моды довольно маленький, все в нем зависят друг от друга. Чтобы вышел качественный продукт, нужно объединять усилия и договариваться с людьми. И если не умеешь, будь готов к тому, что рассчитывать придется только на себя.

Миф № 4:

Когда приезжает Анна Винтур, все стремительно переобуваются в Jimmy Choo и трепещут.

На самом деле:

Так и есть. Отдает диктатурой, но мнение главного редактора – закон. Это человек, на котором все держится и который знает, в каком порядке расставить пазлы, чтобы получилась нужная картинка. Именно поэтому все готовы играть по его правилам.

Плюс в том, что требования не только высокие, но и точные – они не зависят ни от фазы Луны, ни от перемены настроений и напрямую касаются рабочего процесса. Если ты собран, организован и уверенно делаешь то, что нужно, то и беспокоиться не о чем.

Миф № 5:

Быть ассистентом главного редактора – адский труд.

На самом деле:

Чистая правда. Нужно все помнить, отвечать на звонки 24/7 и полностью отказаться от слов «не умею» и «не могу». О свободном времени тоже придется забыть, но цель оправданна: успешная работа открывает перед ассистентом необозримые перспективы. Задачи на такой должности самые разные: добыть неизданную рукопись, оформить ветеринарную справку для собаки босса, найти самолет во время урагана и, главное, быть готовым сделать это раньше, чем тебя попросят.

Миф № 6:

В распоряжении сотрудников стеллажи вещей из дизайнерских коллекций: платья, сумки, обувь – бери и носи.

На самом деле:

Не совсем так – это вопрос иерархии. Если у редактора отдела красоты намечается встреча, он сможет одолжить пару вещей. Рядовому сотруднику, скорее всего, откажут, и уж точно никто не может прогуливаться по гардеробу просто так: дизайнерская одежда стоит дорого и должна оставаться в целости и сохранности. За этим следят отдельно. С виду может показаться, что в гардеробных царит хаос, но в этом есть свои нюансы: пока концепция и эстетика коллекции дорабатывается, рядом с одними вещами могут висеть абсолютно другие, дополняющие образ. Поэтому самостоятельно перекладывать что-то с места на место – плохая идея. Забирать одежду с вешалок с собой – идея еще хуже: это прямая дорога к увольнению.

Миф № 7:

Модельер может поменять всю коллекцию из-за одного комментария главного редактора.

На самом деле:

Может. Не все дизайнеры готовы идти на компромиссы, так как многие из них обладают собственным оригинальным стилем, но направление рынку задают редакторы ведущих изданий. Они же создают тенденции, поэтому к ним кутюрье, как правило, прислушиваются. Если ты вне тенденций – ты вне рынка.

Миф № 8:

У работы в фэшн-индустрии масса привилегий: бесплатные наряды, показы, рестораны, командировки в личных самолетах – и это далеко не весь список.

На самом деле:

Тысячи привилегий. Если точнее, можно уволиться из Vogue и не покупать одежду и косметику еще полтора-два года. До спада индустрии в 2008 году издания тратили миллионы на своих сотрудников: ходили слухи, что в контрактах шеф-редакторов значились дома и апартаменты. Для стороннего наблюдателя такое расточительство покажется возмутительным, но изнутри, как обычно, все сложнее: бонусы равноценны усилиям, которые придется приложить. После десяти показов подряд, рабочих встреч за ужином и пары приемов по-прежнему нужно отвечать на звонки и письма, решать проблемы в офисе и генерировать идеи – все это во время борьбы с джетлагом в два часа ночи. В конце финальной и самой важной Недели моды в Париже редакторы вообще не коммуникабельны и хотят только одного: отключить телефон и лечь в постель. Просто они никому не жалуются.

Миф № 9:

Без жертв успеха в этом бизнесе не добиться. Либо фэшн, либо личная жизнь – третьего не дано.

На самом деле:

Мягко сказано. Это не тот случай, когда можно соблюсти work-life balance: работа и есть жизнь, а место партнеров и друзей займут коллеги – просто потому, что способны понять и поддержать такой же ритм. Осознанный выбор между семьей и профессией лучше делать сразу, чтобы избежать лишней нервотрепки. Здорово, если близкие люди смогут радоваться даже редким встречам… Но, как показывает практика, готовы к такому оказываются совсем немногие.

Миф № 10:

Несмотря на все, оно того стоит.

На самом деле:

Определенно, да. За роскошной обложкой стоит коктейль из колоссального стресса и рутины, но он замешен на страсти, отдаче и ощущении своего призвания. В фильме «Дьявол носит Prada» красной нитью проходит одна и та же мысль: мода кажется надменным и закрытым миром для избранных, но в реальности этот мир всеобъемлющ и тоже состоит из людей. Они отлично отдают себе отчет в том, что не спасают человеческие жизни, но при этом по-прежнему делают нечто важное: каждый играет свою роль в том, что назавтра становится частью истории и культурного кода. А ради этого можно и потерпеть недосып.