Юлия Манукова

Юлия Манукова,
колумнист

Недавно прошедший в Лужниках концерт группы «Руки вверх!», на который пришло 72 000 человек, можно рассматривать как интересный феномен с разных сторон, но мы возьмем самое прямолинейное, что в этом можно увидеть, – непотопляемую любовь к ностальгированию, теперь еще и в музыке. С одной стороны, всему есть объяснения, с другой – тренды эпохи миллениума уже начинают потихоньку набивать оскомину. А как у вас?

Ирония или дурной вкус?

Кристина Агилера и Пэрис Хилтон

Был период, когда и раньше вспоминали девяностые и нулевые, но все же с ироничным подтекстом, превращая эту тему в дресс-код для вечеринки, например. То есть да, мы вспоминаем и улыбаемся тому, как же забавно сегодня смотрятся все эти топы и лосины, которые когда-то воспринимались нами всерьез. Но что произошло после? Все вернулось настолько по-настоящему, что иногда даже страшно: неужели вся эта лайкра, неопрен, тюль и прочие ненатуральные материалы, не говоря уже об одноразовых вещах, могут кого-то вдохновить, когда, казалось бы, бренды, наоборот, заявляют об экологичных инициативах, переработанных материалах и т. д.? Или это они так готовятся, чтобы было что перерабатывать?

Но вернемся к чувству вкуса и комфорту, которые, похоже, покидают чат. Узкие, неудобные юбки, какие-то совершенно неадаптивные каблуки, длина на грани и прочие странные «ограничения» также противоречат идее того, что одежда подстраивается под нас, а не наоборот. Отвоеванное когда-то право на удобство заметно утрачивается, но, конечно, это если оценивать то, как отражается сегодня мода через блогеров, селебов и инфлюенсеров, на которых иногда просто больно смотреть.

Кризис жанра

Эмили Ратаковски (справа)

Есть еще одна проблема, которая так и вырисовывается на фоне моды прошлых десятилетий, – это кризис в дизайне как таковом. Да, мода циклична и вряд ли можно придумать что-то кардинально новое, но все-таки в данном случае нет даже элементов переосмысления: все просто копируется и тиражируется, никого не смущая. Взять ту же бабочку, о которой мы недавно писали. Blumarine изучили архивы Emanuel Ungaro и дословно процитировали популярное в те годы изображение. Окей, готовые смыслы тоже смыслы, но все-таки в таком случае идея ностальгирования превращается в банальный стайлинговый прием, не больше. Ну то есть выглядеть сегодня буквально как Пэрис Хилтон – это нормально, но выпускать вещи, которые один в один друг друга копируют (а очередной кроп-топ – это просто очередной кроп-топ), – это тогда что? Калька с оригинала? Скорее всего.

Ностальгия или сарказм?

Ева Герцигова и Белла Хадид

Еще при взгляде на то, как выглядят сегодня многие it-girls, в голову приходит идея о том, что они как-то утрируют то, что происходило в моде тех лет. Особенно это касается нулевых и гламура, жившего в своей органичной и комфортной среде. Сегодня же среда уже другая, другие условия, другие люди и воздух, которым мы дышим. Попытка словно на машине времени вернуть все то, что так сияло стразами на шпильках, иногда похожа на грустный маскарад, на не всегда удачные попытки маркетологов продать нам идею, что, надев плюшевые штаны Juicy Couture, мы практически перенесемся в другую эпоху.

Нет. Ни в штанах, ни с силиконовыми сумками, ни в неоне с ног до головы уже не будет так, как прежде. Да и образ жизни с его размахом, вечеринками, чувством вечного праздника уже не вернуть, потому что как минимум современные Пэрис Хилтон утром спешат на пробежку. Более того, не всем хочется без конца иронизировать над собой и другими. Почему вообще какие-нибудь футболки с «Титаником» должны вызывать улыбку и давать повод для сарказма? Да, это было; да, это культовый фильм. Но высмеивать все то, что составляло для других людей часть их жизни, – это, вероятно, не от лучшей жизни сегодняшней, не так ли?

Дело в возрасте

Бритни Спирс и Хейли Бибер

Но, вероятно, есть еще одна причина, по которой молодые звезды так активно эксплуатируют тему девяностых, находя это забавным. Конечно, для них, тогда еще очень маленьких или не родившихся, эти джинсы на бедрах всего лишь джинсы, без ассоциаций со скандалами, пьяными дебошами или дурновкусием, как для тех, кто все-таки застал ту эпоху в другом возрасте. А для нового поколения модниц это что-то вроде развлечения, аттракциона, сопровождаемого нелепыми, кричащими вещами, в которых не нужно искать смысла, потому что это все как минимум весело.